Текущее состояние воздушного бассейна в Тульской области
Региональные экологические проблемы Тульской области обусловлены, прежде всего, тем, что на сравнительно небольшой ее территории сконцентрировано большое число предприятий машиностроения, химической и металлургической промышленности, несколько мощных тепловых электростанций.
Среди всех областей центра России Тульская область по концентрации промышленных и энергетических предприятий на 1 кв. м площади уступает только Московской. Три города - Тула, Новомосковск и Щекино - уверенно лидируют в скорбной шеренге 99 российских городов с неблагополучной экологической обстановкой.
Тульская область относится к зоне активного влияния последствий аварии на ЧАЭС, 18 регионов находится в зоне повышенного радиоактивного фона. Программы реабилитации этих территорий выполняются неудовлетворительно, многие мероприятия не дают ожидаемого эффекта.
Большое влияние на экологическую обстановку в Тульской области оказывают выбросы предприятий соседних областей, особенно Московской. К этому необходимо добавить, что регионы Восточной Европы (включая Тульскую область) получают до 40 % атмосферных загрязнений из Западной Европы. Экологическая ситуация в области крайне обострилась в результате радиационного загрязнения ее территории после аварии на Чернобыльской АЭС.
По выбросам вредных веществ в атмосферу в расчете на 1 км2 территории Тульская область превосходит Московскую в 1,7 раза, а Калужскую и Орловскую - более чем в 10 раз. На одного жителя области в 2002 г. приходилось около 185 кг вредных веществ, выброшенных в атмосферу.
В атмосферный воздух выбрасывается 188 различных наименований вредных веществ. Контроль качества атмосферного воздуха производится на 10 стационарных постах области по 19 вредным примесям: пыль, формальдегид, фенол, серная кислота, сероводород, толуол, аммиак, метанол, оксид и диоксид азота, пятиокись ванадия и пр.
Основными источниками загрязнения атмосферы области являются выбросы промышленных предприятий, процессы испарения и сжигания топлива. В Тульской области размещено 10.79% стационарных объектов Центрального федерального округа, имеющих выбросы в атмосферу.[4]
Загрязнение атмосферного воздуха по специфике и количеству выбросов значительно различается по районам области. Наибольшее число промышленных предприятий, дающих около 94 % всех выбросов, расположено в Алексинском, Суворовском, Ефремовском, Новомосковском, Узловском, Щекинском районах и в г. Туле.
Большой объем выбросов в атмосферу дают предприятия металлургической промышленности - 78,6 тыс. т в год: АК "Тулачермет" - 71,6 тыс. т в год, Косогорский металлургический завод - 4,4 тыс. т в год, Суворовское рудоуправление - 1,5 тыс. т в год. Большой объем выбросов (50,597 тыс. т/год) зарегистрирован и от предприятий химической промышленности. Одним из основных источников загрязнения природной среды является автомобильный транспорт. В 2003 г. выбросы загрязняющих веществ от автомобильного транспорта составили 155,1 тыс. т (40 % массы всех выбросов). Опасными для здоровья населения является не только свинец, никель, медь, ванадий, а бензопирен, который является сильнейшим канцерогеном.
Тульские экологи констатировали: в октябре 2005 года концентрации вредных веществ в воздухе превысили допустимые нормы сразу по 3 показателям - содержанию пыли, окислов азота и углерода. Так, содержание оксида углерода превысило норму в 6 раз, содержание пыли – в 1,5 раза. Предельно допустимая концентрация диоксида азота, равная 1,2, была отмечена, прежде всего, в Зареченском и Пролетарском районах города.
Главный источник загрязнения воздуха тульские экологи видят не в промышленных предприятиях. Виноваты автомобили.
Ежедневно 120 тыс. автомобилей выезжают на дороги Тулы и выбрасывают в атмосферу 60 тыс. тонн вредных веществ в год. Выхлопы половины машин превышают предельно допустимые концентрации в несколько раз. По закону об административных правонарушениях неправильная эксплуатация транспортных средств грозит штраф в 3 минимальных размера оплаты труда. Но на дорогах области сотрудники ГИБДД не имеют права проверять машины на выхлопы. Сотрудники ГАИ контролируют концентрацию выхлопов раз в год, когда автомобиль проходит техосмотр.
Интересное из раздела
Формирование экологического мышления на уроках географии
«Уже с самого раннего возраста в
сознании человека должно укрепиться ощущение необходимости совместной жизни с
Природой и в Природе».
Н.Н.Моисеев,
академик РАН.
20 век принес ...
Методы переработки автошин
Проблема утилизации отходов
усугубляется в основном потому, что большая часть товаров народного потребления
обречена на очень кратковременную службу человеку. Они куплены, потреблены и
выбр ...
Экономическая роль государства
Проблема соотношения рыночных сил и государственного регулирования всегда была одним из принципиальных вопросов рыночной экономики, который неизменно на протяжении сотен лет вызывал споры среди по ...