Экологические проблемы промышленности
Научно-технический прогресс ознаменовался гигантским ростом потребления энергетических ресурсов, использованием для получения электроэнергии атомного ядра, громадным увеличением числа транспортны средств, особенно автомобилей и самолетов, радиотелевизионной и другими видами связи, энерговооруженностью, сельскохозяйственностью производства и другое.
Базой научно-технического прогресса, бесспорно, является энергетика. В наше время суточный расход энергии на человека в промышленно развитых странах превышает 800 000 Дж. При этом в пище человека заключена лишь малая толика энергии, а основная ее часть расходуется на строительство, промышленность, сельское хозяйство и транспорт, т.е. в производстве и в сфере обслуживания.
Основные источники энергии на Земле — химическое топливо, ядерное и солнечное излучение, тепло земных недр, сила ветра, морских приливов. Современная экономика связана в основном с потреблением энергии воды и химической энергии топлива — каменного угля, нефти, горючего газа, нефти и горючих сланцев. В будущем большой удельный вес будет занимать ядерная энергетика.
Говоря об использовании энергии горючих полезных ископаемых и ядерного топлива, необходимо иметь в виду две связанные с этим проблемы: количество этих видов топлива в природе и сроки их исчерпания, а также степень воздействия сжигаемых или химически преобразуемых источников сырья на окружающую среду и на самого человека.
За все время цивилизации человечеством израсходовано около 100 млрд. т различных видов топлива, причем половина его приходится на последние 50 лет. Только каменного угля сжигается ежегодно более 2 млрд. т, что сопровождается выбросами в атмосферу миллионов тонн углекислого газа, пыли и других веществ. Большое количество углекислого газа поступает в атмосферу при сжигании нефти, мазута, керосина, бензина, природного горючего газа, горючих сланцев, торфа и дров.
При сгорании топлива в атмосфере уменьшается содержание кислорода, которого ежегодно становится меньше на 10 млрд. т. В процентном отношении это ничтожное количество и поэтому пока не вызывает кислородного голодания в глобальном масштабе. Но в отдельных промышленных странах всей наземной растительностью уже вырабатывается меньше кислорода, чем потребляют промышленность и транспорт. Такой страной, к примеру, являются США, которые живут на кислородном иждивении у других стран.
Огромное и все возрастающее количество кислорода потребляется автомашинами, самолетами и космическими ракетами. Реактивный лайнер, например, при перелете из Америки в Европу за 8 ч потребляет 35 т кислорода. Такое количество этого газа производят за то же самое время 25 тыс. га леса.
Кроме углекислого газа, при сжигания топлива в атмосферу попадает огромное количество и других газов — оксидов серы и азота, угарного газа и других соединений, а также пыли и сажи. Наблюдения конца XX в. показывают, что запыленность атмосферы планеты за период в 25 лет возросла в десятки раз.
Загрязнение атмосферы достигает максимума в больших городах и промышленных районах, в которых сосредоточена основная часть промышленности, энергетики и транспорта. Благодаря этому здесь в атмосфере скапливается большое количество токсичных газов, из которых основные — угарный газ, различные соединения серы, хлора и азота.
Согласно статистическим данным, 60% загрязнения атмосферы падает на автомобили; важной причиной является также сгорание угля и нефти. Одна крупная теплоэлектростанция ежедневно выбрасывает в атмосферу 500 т сернистых веществ и пыли. Каждая автомашина при использовании этилированного бензина выделяет в год около 1 кг свинца.
Промышленные газовые выбросы и сточные воды загрязняют почву, поверхностные водоемы и подземные воды. В некоторых районах из-за нехватки воды или ее чрезмерной загрязненности уже не может развиваться промышленность. Загрязненных вод стало слишком много, и естественные процессы не справляются с их очисткой. Сточные воды, например, содержат моющие средства, не подвергающиеся биологическому разложению, Они образуют скопления плывущей по реке белой пены, которые иногда достигают толщины 1 м.
Часть промышленных загрязнений накапливается в почвах, смывается поверхностными стоками в водоемы или попадает в горизонты подземных вод.
Большая часть техногенных загрязнений либо аккумулируется в донных осадках рек и пресных водоемов, либо попадает в океаны и моря. В первую очередь загрязненными оказываются прибрежные зоны, эстуарии и дельты рек, т. е. места наибольшего скопления живых организмов, а также поверхностные слои других акваторий, где сосредоточена основная масса фитопланктона. Загрязнение и засорение вод не только нарушает привычную жизнь в океанах, но и делает невозможным использование океанических и морских пляжей для отдыха людей.
Главный источник загрязнения Мирового океана — это нефть. Она попадает туда в основном с терпящих аварии танкеров, с балластными водами, залитыми в танкеры после слива нефти, а также с морских нефтепромыслов. Одна тонна нефти загрязняет 12 км2 морской поверхности; Таким образом, авария танкера вместимостью 200 тыс. т может загрязнить поверхность моря ни площади 2,4 млн. км2.
Интересное из раздела
Экологическое состояние Челябинской области
В
условиях глобальных изменений окружающей среды особую актуальность приобретают
вопросы развития теории эколого-геохимической устойчивости почв, которая
является важной составной частью те ...
Техника улучшения качества природных вод
Курсовой
проект выполнен на основании задания на проектирование, в котором приведены
исходные данные и вопросы, требующие разработки при проектировании.
Исходные
данные:
– краткая
ха ...
Социальная справедливость
Согласно данным исследований, 79% опрошенных россиян
недовольны своей жизнью. Проецируя личную неудовлетворенность на состояние
общества в целом, 76% респондентов склонны оценивать российско ...