Влияние монотеистических религий на характер восприятия человеком природных объектов
В осмыслении и взаимоотношений человека и природы немалую роль играет системы миропонимания, выразившиеся в верованиях, а позднее – религиях. Практически во всех религиях создание человека напрямую связывается с природой.
Отдельные черты тотемизма, обожествление природы проступает во многих мировых религиях. В православии Илья – пророк прочно связывается с грозой; символами и Христа, и евангелистов является животные – ягненок («агнец Божий»), голубь («Дух Святой»). Образ Богоматери тесно был тесно связан с образом Матери-земли. Им приписывались общие начала – материнства и святость. Но главное – определенные экологические нормы, воспринимавшиеся как нравственные. В Библии говориться: «Шесть лет засевай земли твои и собирай плоды ее. А в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые. Так же поступай с виноградниками своими и с малиною своею.» Это правило, воспринятое христианством и иудаизмом, сохраняется в современном Израиле. Где раз в семь лет не производят посадку деревьев. Такое же бережное отношение к природе провозглашает конфуцианство. «Конфуций ловил рыбу удочкой, а не сетями. Охотясь, он не стал бы целиться в птицу, расположившуюся на ночлег», - написано в китайской книге «Лун Юй».
Любовь ко всему живому ярко проявилось в джайнизме – религии, зародившейся в Индии в VI веке до нашей эры «Человеку не следует причинять боль, подчинять себе, порабощать, мучить и убивать ни одно животное, живое существо, организм или чувствующее существо». Джайны из боязни причинить вред даже самому маленькому живому существу, что нарушило бы равновесие природы, не занимаются земледелием. Джайнские монахи носят повязку, прикрывающую нос и рот, чтобы не проглотить мошку, и подметают перед собой дорогу, дабы не раздавить муравья.
Пониманием единства человека и природы, стремлением не навредить ей проникнуты священные тексты индуизма и буддизма.
Воззрение богословов на проблему взаимоотношения человека и природы менялись на протяжении веков.
В раннем средневековье христианские схоласты полагали, что. Поскольку природа не имеет души и, следовательно, является источником зла, ее следует подчинять воле человека. Но уже в XIII веке Франциск Ассизский выступил с проповедью любви к природе во всех ее проявлениях. Подобные же взгляды развивал и почитаемый православными святой Серафим Саровский.
Эпоха Возрождения, воспевавшая божественную красоту мира, провозгласила, что природа – равная человеку божественное творение. С точки зрения богословов того периода, Творец благословил познания природы и раскрытия заложенного в ней Божественного замысла.
Реформация и протестантизм видели в природе прежде всего «мастерскую», в то же время утверждали: «Человек должен господствовать над природой, покоряясь ей».
Однако в те времена человечество не стояло перед угрозой катастрофы. Именно в наши дни церковь ищет свои пути решения назревших проблем, исходя из главных принципов: взаимосвязанности единства бытия, одухотворенности всякого живого существа. Иерархи церкви ныне обращаются к верующим со словами предостережения перед возможной экологической катастрофой, видя в ней осуществление пророчеств, содержавшихся в Откровении Иоанна Богослова.
Интересное из раздела
Внутренние волны
Внутренние волны представляют собой
колебательное волновое движение в толще воды океанов и морей на поверхности
раздела ее слоев различной плотности. Обычно эти слои движутся с разной
скоростью отн ...
Киотский протокол как механизм регулирования глобальных экологических проблем на международном уровне
Сегодня подавляющее большинство
ученых пришло к мнению, что нынешнее беспрецедентно быстрое изменение климата –
это антропогенный эффект, вызванный, прежде всего, сжиганием ископаемого ...
Аттестация рабочего места электрогазосварщика
Аттестация рабочих мест по условиям
труда — оценка условий труда на рабочих местах для выявления вредных и (или)
опасных производственных факторов (ст. 209 ТКРФ).
Аттестация рабочих мест ...