Решение проблемы Арала на региональном и международном уровне
В соответствии с ключевыми документами международного права, в том числе конвенциями по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (1992 г.) и о праве несудоходных видов использования международных водотоков (1997 г.), определяющими основные принципы использования трансграничных рек, предусматривается, что все государства водотока «используют в пределах своей соответствующей территории международный водоток справедливым и разумным образом». Этими документами также предусмотрено обязательство государств международного водотока при его использовании на своей территории принимать «все надлежащие меры для предотвращения нанесения значительного ущерба другим государствам водотока», а в случае его нанесения – осуществлять надлежащие меры «для ликвидации или уменьшения такого ущерба и, при необходимости, для обсуждения вопроса о компенсации».
Международное право в области использования водных ресурсов трансграничных вод предусматривает также общее обязательство государств региона сотрудничать в целях достижения оптимального использования и надлежащей защиты международного водотока. Важным началом такого сотрудничества послужила состоявшаяся в марте 1993 года встреча Глав государств Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. На этой встрече в г. Кызыл-Орда было подписано «Соглашение о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона».
Понимание этих реалий на постсоветском пространстве президентами 5-ти Центрально-Азиатских стран привело к решению создать межгосударственный орган по управлению водными ресурсами Межгосударственную Координационную водохозяйственную Комиссию (1992 г.), а затем (1993 г.) был создан Международный Фонд спасения Арала, учредителями которого стали 5 стран региона. Основной задачей Фонда является финансирование совместных практических действий, программ и проектов по экологическому оздоровлению БАМ, подъема уровня социально-экономического положения населения региона.
Фундаментом системы правового регулирования водного сотрудничества в Центральной Азии являются региональные и субрегиональные (с ограниченным числом участников) соглашения, центральное место среди которых принадлежит пятистороннему Соглашению о сотрудничестве в сфере совместного управления, использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников 1992 г. (с участием всех государств Центральной Азии). В число инструментов регионального уровня входят Соглашение о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона 1993 г. и межправительственное Соглашение об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья 1998 г. (с участием четырех стран - Казахстана, Кыргызской Республики, Узбекистана и Таджикистана).
Предполагается, что важную роль в международно-правовом регулировании деятельности, связанной с охраной и использованием водных ресурсов, должна сыграть Рамочная конвенция об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии 2006 г., ряд принципов и существенных положений которой непосредственно касаются водных ресурсов. На настоящий момент Конвенция подписана тремя государствами – Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и пока не является действующей. На настоящий момент в Центрально-Азиатском регионе сформировалась и применяется достаточно устоявшаяся, хотя и далеко не совершенная, правовая база межгосударственного сотрудничества в области управления и использования трансграничных водных ресурсов.
За эти годы МФСА и его организации стали платформой для переговорного процесса между странами, разработки двух- и многосторонних документов. Были приняты ряд договоров и соглашений о сотрудничестве в сфере вододеления, совместного управления, использования и охраны водных ресурсов региона. МФСА играет ключевую роль в решении этих чрезвычайно сложных, трудных как с профессиональной, так и с политической точки зрения вопросов. Необходимо максимально использовать позитивный европейский опыт в вопросах скоординированного управления водными ресурсами. В частности, по внедрению принципа интегрированного управления водными ресурсами, способствующего развитию и управлению водными, земельными, энергетическими и другими ресурсами. В декабре 2008г. МФСА получил статус наблюдателя в ООН.
Интересное из раздела
Фитоиндикация лесных фитоцинозов по состоянию сосны обыкновенной
Роль атмосферы в природных процессах
огромна. Наличие вокруг земного шара атмосферы определяет общий тепловой режим
поверхности нашей планеты, защищает ее от вредных космического и ультрафио ...
Благоустройство санитарно-защитной зоны вокруг одиночного стационарного источника загрязнения
В настоящее
время антропогенные изменения состояния компонентов природной среды вызывают
практически все виды хозяйственной деятельности человека.
Крупномасштабные антропогенн ...
Водные ресурсы
Все природные воды на Земле находятся в непрерывном
круговороте. Круговорот воды в природе происходит под воздействием солнечной
энергии и силы тяжести. Подсчитано, что на его осуществление ...