Формирование промышленных узлов
Объединение предприятий в узлы и комплексы с общими инженерными и подсобными объектами стало господствующим направлением в промышленном строительстве. Опыт создания промышленных узлов выявил большие преимущества такой организации строительства, и не только привел к экономии территории, сокращению протяженности автомобильных дорог, железных дорог на, уменьшению числа зданий, но и обеспечил более четкую планировочную структуру, которая может служить основой для создания архитектурных ансамблей группы промышленных предприятий, а также для связи их с жилыми районами города.
Промышленные узлы нередко формируются из новых предприятий. Однако много промышленных узлов сформировано на основе уже существующих предприятий. Естественно, что при формировании промышленных узлов из новых предприятий достигается наибольший градостроительный и экономический эффект. Однако опыт показывает, что можно получить также значительную экономию средств и при расширении, реконструкции и упорядочении сложившейся застройки предприятий.
Несмотря на то, что промышленные узлы весьма разнообразны по своему составу, по мощности входящих в них предприятий и объемам капитальных вложений на их строительство, размерам занимаемой территории, приемам размещения и многим другим признакам, их можно все же классифицировать.
Наиболее показательным в сравнительной характеристике является отраслевая принадлежность предприятий, входящих в промышленный узел.
Промышленные узлы можно подразделить на две группы, к одной из них следует отнести промышленные узлы, включающие предприятия разных отраслей промышленности (разноотраслевые или многоотраслевые промышленные узлы), к другой — включающие в основном предприятия какой-либо одной или нескольких родственных отраслей промышленности (так называемые специализированные промышленные узлы).
Промышленные узлы, как правило, целесообразно создавать из 3-4 небольших предприятий в малых городах и 4-6 в крупных городах.
Специализированные узлы подразделяются в зависимости от принадлежности предприятий к той или иной отрасли примерно следующим образом:
одна треть промышленных узлов состоит преимущественно из предприятий химической и нефтехимической промышленности;
другая треть — из предприятий машиностроения и приборостроения;
остальные состоят из предприятий стройиндустрии или из предприятий и производств легкой и пищевой промышленности.
В состав промышленного узла следует включать, как правило, всю группу вблизи расположенных предприятий независимо от характера их производства и ведомственной подчиненности, в том числе объекты коммунального и складского хозяйства.
Строительство новых предприятий вне промышленного узла может допускаться лишь при наличии соответствующих технико-экономических обоснований и по согласованию с территориальной проектной организацией. Только при таком подходе к размещению и проектированию промышленных предприятий можно широко использовать преимущества промышленных узлов.
Экономический эффект от объединения предприятий в промышленные узлы увеличивается, если при проектировании предусматривается кооперирование не только промышленных предприятий, но и промышленности с селитебной частью района.
Интересное из раздела
Деградация земельных ресурсов
Земля – один из главных ресурсов
природы, источников жизни. Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и для
всех отраслей хозяйства.
Обеспеченность человечества
земельными ресурсами о ...
Расчет батарейного циклона
Задание
В батарейном
циклоне (рис. 4) требуется очищать от пыли 7700 м3/ч газа при
температуре 300 °С. Плотность газа (при 0 °С и 760 мм рт. ст.) 1,3 кг/м3 . Барометрическое давле ...
Биологическая очистка хозбытовых сточных вод на предприятии ОАО Алтайхимпром . Пути модерниза
Сточные воды - воды, загрязнённые бытовыми отбросами и производственными
отходами и удаляемые с территорий населённых мест и промышленных предприятий
системами канализации. К сточным водам о ...