Физико-химические свойства почвы.
Физико-химические свойства почв обусловлены составом и свойствами почвенных коллоидов и их взаимодействием с почвенным раствором.
Физико-химические свойства почв часто называют агрохимическими. Поглощенные катионы являются доступными для растений, при этом они не вымываются вместе с атмосферными осадками и поэтому всегда в запасе имеет элементы питания: катионы кальция, калия, аммония, железа и др. Чем выше ЕКО, тем лучше почва обеспечена элементами питания.
ЕКО – общее количество катионов, которое может удерживать почва в обменном состоянии. Величина ЕКО выражается количеством вещества эквивалентов обменных катионов в мг-экв./100г. почвы. Почвы, содержащие в составе ППК только основания (Ca2+, Mg2+, K+, Na+), называются насыщенными основаниями, а почвы, которые в ППК кроме оснований содержат катионы с выраженными кислотными свойствами (Н+ и AL3+), называют ненасыщенными основаниями.
ЕКО возрастает с увеличением в почве органического вещества, дисперсности гранулометрического состава от супесчаных к глинистым.
Щелочность – это способность почвы подщелачивать среду за счет ОН- - гидрооксидов. Щелочность делят на: актуальную и потенциальную
Актуальная щелочность определяется содержанием в почвенном растворе или водной вытяжке гидролитически щелочных солей, преимущественно карбонатов и гидрокарбонатов щелочных и щелочноземельных металлов
Потенциальная щелочность почв определяется содержанием обменного натрия, который в определенных условиях может переходить в почвенный раствор и подщелачивать его.
Таблица №3 Физико-химические свойства темно-каштановых почв.
Глубина взятия образца, см |
pHKCl |
S |
Na+ |
EKO | |||
A,% |
Оценка степени солонцовасти | ||||||
мг-экв на 100г почвы | |||||||
0-10 |
7,5 |
16,6 |
1,1 |
17,7 |
6,2 |
Остаточные солонцы | |
10-20 |
7,7 |
28,0 |
4,5 |
32,5 |
13,8 |
средненатривые | |
20-30 |
8,0 |
19,1 |
3,4 |
22,5 |
15,1 |
средненатривые | |
60-70 |
8,5 | ||||||
110-120 |
8,5 |
ЕКО= S+ Na+; А =Na+/ ЕКО*100%
Емкость поглощения каштановых почв низкая в слое 0-10 см - 17,7 мг-экв/100г., 10-20см - 32,5 мг-экв/100г., 20-30см - 22,5 мг-экв/100г.
В иллювиальном горизонте емкость поглощения выше, чем в верхнем слое, так как это связано с более высокой его дисперсностью и обогащенностью коллоидной фракцией.
Доля натрия в ЕКО в верхнем слое составляет 6,2%, в слое 10-20см – 13,8%, в слое 20-30см 15,1%.
Реакция солевой вытяжки в верхнем горизонте – щелочная (pH= 7,5 ). В нижних горизонтах pH достигает 8,5 (сильно щелочная ). Почва нуждается в гипсование.
Доза гипса = 0,086(Nа-0.05ЕКО)+(Щобщ-0,7)h*dv
Доза гипса = 0,086 (4,5-0,05*32,5)+30*1,32=39,847т/га
Вывод: Повышенное содержание натрия, создает условия для насыщения поглощающего комплекса иона натрия путем вытеснения из него других катионов. Почвенные частицы, насыщенные натрием, теряют агрегатное состояние вследствие высокой гидратации иона натрия. Коллоиды, обогащенные натрием, обладают способностью удерживать на своей поверхности воду, сильно набухают, приобретают устойчивость против коагуляции и значительную подвижность. При высоком содержании иона натрия резко возрастает также растворимость органических и минеральных соединений почвы в результате появления щелочной реакции. Подщелачивание раствора способствует дальнейшему диспергированию почвенных коллоидов. Они из-за большой подвижности выщелачиваются из верхних горизонтов и на некоторой глубине под действием солей электролитов из золеообразного состояния превращаются в гели, накапливаются, что и приводит к образованию иллювиального горизонта.
Интересное из раздела
Экологическая обстановка в Нижегородской области
Впервые Нижегородская область РСФСР была образована 14 января
1929 года, а 15 июня область была
преобразована в Нижегородский
край, в 1932 году
переименованный в Горьковский край. В 1936 г ...
Атомная энергетика и окружающая среда
Атомная
энергия - энергия, выделяющаяся в процессе превращения атомных ядер. Источником
атомной энергии является внутренняя энергия атомного ядра. Более точное название
атомной энергии - яд ...
Экологическое образование младших школьников на основе межпрдметных связей
Актуальность проблемы
исследования: межпредметные связи в
школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов,
происходящих сегодня в науке и в жизни общества.
Проб ...