Речевая логическая задача
В стихотворных логических задачах, предлагаемых детям подготовительной к школе группы, поэтический образ не всегда является носителем видимых признаков предмета или явления, это может быть условный образ, для раскрытия которого требуется умение анализировать и обобщать. Такого типа загадка заключена, например, в стихотворении И. Демьянова «Полевой звоночек»:
Тихой раннею порой
После теплой ночи .
Вдруг —
Над самой головой,
Над колхозною землей
Зазвенел звоночек!
Весь в потоках света,
В дымке синеватой,
Солнцем обогретый.
Маленький,
Крылатый!
Поднимается в зенит
И звенит, звенит, звенит!
Стал не больше точки
Полевой звоночек!
Чтобы дети могли правильно решить любую по сложности речевую логическую задачу, воспитатель использует различные методические приемы: предлагает им вспомнить, что они наблюдали на прогулках и экскурсиях, задает наводящие вопросы и тем «подталкивает» ребят к решению, исправляет ошибки в их суждениях, помогает правильно сформулировать мысль.
В процессе решения речевых логических задач воспитатель постепенно подводит детей к полному правильному ответу, т. е, верному отражению их знаний о предметах и явлениях природы в четкой и развернутой речи
Умение педагога направить рассуждения детей, вовремя напомнить нужный отрывок из текста или наблюдаемое раньше явление, правильно поставить вопрос помогает им понять загадку и сформулировать вывод.
Эмоциональная, живая форма проведения занятий с использованием речевых логических задач, соединение их с игрой, четкие формулировки предлагаемых заданий на сообразительность позволяют подвести детей к пониманию сложных связей и зависимостей в природе (зависимость внешнего вида животного от условий жизни; среды обитания — от сезонных изменений и т. п.) и умению выразить это в связной речи.
Решение речевых логических задач благотворно влияет на развитие у детей логического мышления, что находит отражение в совершенствовании их речи: она становится более последовательной, логичной, в определенной мере достоверной, доказательной. Активизируя умственную деятельность детей, педагог может привлечь их к самостоятельному составлению речевых задач.
Интересное из раздела
Платность за пользования природными ресурсами
Природопользование
как сфера знания включает в себя элементы естественных, общественных и
технических наук (в том числе охрану природы с ее разделами - охраной
атмосферы, вод, ресурсоведени ...
Характеристика природных ресурсов, экологические проблемы
Экология (от греч. «ойкос» — дом, жилище
и «логос» — учение) — наука, изучающая условия существования живых организмов и
взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Этот т ...
Микробная биодеградация ксенобиотиков и токсикантов
С развитием химической промышленности в биосферу стало поступать
более тысячи различных ксенобиотиков и токсикантов, которые в значительной
степени загрязняют окружающую среду. Известно, что ...