Значение гидросферы в жизни обитателей Земли
Значение гидросферы в жизни обитателей Земли.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся о гидросфере.
Задачи: продолжить формирование приемов учебной работы в группе; продолжить формирование элементарных понятий экологии, выделив взаимосвязи «природа – человек», проиллюстрировать последствия воздействия человека на природу.
Оборудование: 1. физическая карта полушарий; 2. физическая карта России;
3. компьютер, экран, проектор; 4. доклады учащихся об обитателях гидросферы; 5. атласы; 6. контурные карты с заданиями; 7. таблица;
8. кроссворды; 9. жетоны.
Ход урока: 1. Объявление темы и цели урока, представление команд, объяснение правил проведения игры.
Сегодня мы совершим путешествие по гидросфере и узнаем, какое значение имеет гидросфера для обитателей нашей планеты.
Из учеников класса образую команды, которые придумывают название своей команды. Так как гидросфера разноцветная, то и названия должны включать цвет. А также атрибуты своей команды.
Капитаны команд отвечают за качество подготовки участников и распределяют очередность ответов между ними. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Чья команда набирает большее количество жетонов, выигрывает.
1 конкурс – «Викторина»
1. Что такое «гидросфера»?
2. Перечислите части гидросферы (работа с таблицей).
Каждой команде раздаются таблицы, которые они должны заполнить.
3. Где соленость воды наиболее высокая, а где — наиболее низкая? Каковы причины ее изменения?
4. Каспийское . — это что?
5. Описать мировой круговорот воды.
6. Что такое «морена»?
7. Почему цунами не опасны в открытом океане?
8. Дать определение понятию «река».
9. Какой географический объект расположен на высоте 1054 м?
10. Какова роль Гренландии в образовании айсбергов?
11. Перечислите основные свойства воды.
12. Назовите виды ледников.
13. Какой географический объект имеет координаты 53° с.ш., 142° в.д.?
14. Что такое «Гольфстрим»?
15. Почему морякам нужны «таблицы приливов»?
16. В каком море соленость воды достигает 42%?
17. Что такое «Анхель»?
18. Каковы причины возникновения волн?
19. Чем материк отличается от острова?
20. Назовите самое глубокое озеро в мире.
21. Какие течения считаются теплыми, а какие — холодными?
22. Где наблюдается соленость воды в 270%?
23. Что такое «пролив»?
24. Какой географический объект имеет координаты 58° с.ш., 92° в.д.?
25. Что такое «соленость»?
26. Почему бессточное озеро может стать соленым?
27. Что такое «айсберг»?
28. Что такое «снеговая линия»?
2 конкурс – «Пять подсказок»
Ответы на задания этого конкурса требуют от учащихся сообразительности, эрудиции, умения логически мыслить и рассуждать. Предлагаю угадать объект с помощью подсказок. Всего подсказок пять, и я зачитываю их поочередно. Ответы принимаю после каждой подсказки. Если команда правильно ответила после первой подсказки, она получает 5 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, после четвертой – 2 балла, после пятой – 1 балл. Ученик, верно ответивший на вопрос, должен показать названный объект на карте.
I
· 1-я подсказка – площадь этого объекта около 7 млн. км2.
· 2-я подсказка – этот объект находится в Южной Америке.
· 3-я подсказка – он собирает воду примерно с половины территории материка.
· 4-я подсказка – на этой площади расположена Амазонка со своими притоками.
· 5-я подсказка – это территория, с которой Амазонка собирает воду.
(Ответ: бассейн Амазонки.)
II
· 1-я подсказка – это озеро расположено в Европе.
· 2-я подсказка – это прекрасное ледниково-тектоническое озеро.
· 3-я подсказка – в годы Великой Отечественной войны его называли «дорогой жизни».
· 4-я подсказка – оно находится на северо-западе Восточно-Европейской равнины.
· 5-я подсказка – рядом с ним расположено Чудское озеро.
(Ответ: Ладожское озеро.)
III
· 1-я подсказка – это очень необычное море Атлантического океана.
· 2-я подсказка – оно находится у юго-восточных берегов Северной Америки.
· 3-я подсказка – примерно в этом районе расположен Бермудский треугольник.
· 4-я подсказка – его границы – морские течения.
Интересное из раздела
Понятие природного ландшафта и его влияние на человека
Все процессы протекающие в биосфере взаимосвязаны. Человечество – лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни - Homo sapiens (человек разумны ...
Проблемы Аральского моря
Справка по Аральскому морю. Арал - бессточное соленое
озеро-море в Узбекистане и Казахстане. К 1990 г. площадь составила 36, 5 тыс. кв. км (в том числе так называемое Большое море 33, 5 тыс. ...
Словесные методы в экологическои воспитании дошкольников
Чрезвычайно
большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. К.Д.
Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим
глубокое влияние на развитие ...