Взаимоотношения человека и природы.
Получают распространение две противоположные концепции: покоре-
ния природы и подчинения ей. В первом варианте люди обязываются ещё более усилить борьбу с природой и упускается из виду то, что человек борется с породившей его природой, т.е. с естественной основой своего существования и стало быть, такую борьбу необходимо вести очень осторожно. Противополож –ный вариант ( только подчинение человека природе ) тоже чреват опасностями прежде всего потому, что требует отказа от творческой, преобразующей дея –тельности людей по отношению к природе.
Природа выступает в качестве предпосылки и условия развития общества.
Общество – это обособившаяся часть природы, человек – вершина эволюции.
« Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, зако –номерно длящегося в течении, по крайней мере , двух миллиардов лет» (5).
Являясь частью природы, человек постепенно, в процессе труда и общения формировался как социальное существо. Собственно, в философско-методоло- ческом плане проблема - « общество – природа » - встаёт перед нами как про- блема взаимоотношения биосоциального существа – человека с окружающей
его природной средой . Природа является основанием жизни человека, его фи-зического и духовного развития.
Человек в ходе практической деятельности постепенно покорил своей
воле животный и растительный мир, поставил себе на службу « органичес-
кую силу природы » , приступил к производству. С этого времени можно сказать, что человек окончательно нарушил неписаный « договор » с приро-
дой и только через тысячелетия научился в той или иной мере предвидеть отдаленные последствия своего активного вмешательства в природу. Он понял , что своими действиями нарушил равновесие в природе. Одним из
первых философов , поставивших вопрос о плате человечества за прогресс
в производительных силах, был Ф.Энгельс, который писал, что не стоит
слишком « слишком обольщаться нашими победами над природой. За каж- дую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в пер- вую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие , непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых » (15). В сущности, после победы над животным и растительным миром у человека остался только один враг – он сам.
Сегодня нам стало понятно, что эти непредвиденные последствия распро- страняются не только на природу, но и на многие сферы человеческой жизни.
Как же сделать , чтобы преобразования в средствах производства умень- шили своё негативное воздействие на природную сферу , чтобы расцвет науки и техники не обесценивал эмоциональную нравственную сферу ?
« Расстыкованность » разных осей социального прогресса приводит к поистине кризисной ситуации. Иными словами, перед человечеством встала задача научиться сочетать изменения в научно-технической , социальной и духовной сферах, чтобы между ними не разрушалась естественная гармония.
Осознав свою ответственность перед природой , общество постепенно
выработало целую систему религиозных запретов и государственных зако –
нов, регулирующих отношение человека с окружающей средой . Известно , что многие первобытные племена карали нарушителей таких запретов не - медленной смертью . Такая же участь ожидала и тех , кто убивал животных больше , чем это было необходимо для пропитания . Нужно отдать должное народам древних государств Азии , которые первыми стали разрабатывать указы об охране животного и растительного мира . Считают , например ,что монголы загибали носки своих сапог для того , чтобы не повредить травя – ной покров степей .
Работы Декарта и Бэкона положили начало тенденции ,характерной для классического естествознания , обоснования всемогущей роли челове – ческого разума как основного орудия познания и покорения природы . Че- ловечество , постепенно освобождаясь от гнёта природных уз и от сковы - вающего инициативу влияния авторитетов , устами этих двух мыслителей заявило о своей уникальности в системе природы и о безграничных своих возможностях в предстоящем процессе освоения её богатств. Ф.Бэкон боль-шое внимание уделял разработке путей освобождения человеческого разу – ма от опеки догм и авторитетов (идолов), приближал время его « совершен – ствования » , за которым должно последовать « улучшение положения человека и расширение его власти над природой » (4). Он призывал людей оставить взаимные распри и объединить свои усилия для захвата « штур – мом неприступных крепостей » природы (3) .
Интересное из раздела
Эксплуатация биологических ресурсов
Биоресурсы – понятие не то чтобы
незнакомое, но не вполне привычное. Чаще всего словосочетание «природные
ресурсы» ассоциируется с
минеральным сырьём, хотя что такое леса, луга или рыба зна ...
Общая циркуляция атмосферы
На
страницах научной литературы в последнее время часто встречается понятие общая
циркуляция атмосферы, смысл которого каждый специалист понимает по-своему.
Систематически используют этот т ...
Разработка тома ПДС ВСС для предприятия
Проект нормативов предельно допустимых сбросов
(ПДС) веществ, поступающих в водный объект (на рельеф местности) со сточными
водами по выпускам разработан для автозаправочной станции (АЗС) ...