Порядок и образец выполнения работы лихеноиндикации по методу линейных пересечений
Основным методом лихеноиндикации является наблюдение за изменениями относительной численности лишайников. Для этого проводят измерения проективного покрытия лишайников на постоянных или переменных пробных площадях и получают среднее значение «проективного покрытия» (то есть площадь, которую занимает лишайник на стволе дерева) для исследуемой территории. Затем через определенный промежуток времени проводят повторные измерения. По изменению, как общего проективного покрытия, так и отдельных видов можно, используя шкалы чувствительности лишайников, судить об увеличении или уменьшении загрязнения окружающей среды.
Все измерения численности лишайников производят на постоянных высотах – 100 или 150 см от корня дерева (везде одинаково), либо на четырех высотах: 60, 90, 120, 150 см.
Одной из наиболее удачных методик измерения относительной численности лишайников является методика линейных пересечений. Данная методика заключается в наложении гибкой ленты с миллиметровыми делениями на поверхность ствола с фиксированием всех пересечений её со слоевищами лишайников. В качестве такой ленты удобно использовать обычный портняжный метр.
Цель работы: определить виды лишайников на исследуемой территории, измерить площади проективных покрытий лишайников, рассчитать индекс полеотолерантности и оценить степень загрязненности атмосферного воздуха.
Оборудование и материалы: портняжный метр; компас; определитель лишайников; бумага; ручка.
Порядок выполнения работы:
1. Выбрать на пробной площадке модельные деревья (5 –10), имеющие характерное покрытие лишайниками.
2. На первом из модельных деревьев наметить точку на северной стороне ствола. Наложить на ствол мерную ленту таким образом, чтобы ноль шкалы ленты совпадал с выбранной точкой, а возрастание чисел на шкале соответствовало бы движению по часовой стрелке. После полного оборота вокруг ствола зафиксировать ленту в нулевой точке. Измерить длину окружности ствола (l), результат записать в таблицу.
3. Определить виды лишайников на модельном дереве, используя определитель лишайников.
4. Выполнить лихенометрическую съемку. Для этого внимательно рассмотреть ствол модельного дерева по окружности ленты, фиксируя начало и конец каждого пересечения ленты с талломами лишайников. Измерения проводить с точностью до 1 мм. Полученные данные записать в таблицу 1.
Таблица 4 - Образец оформления результатов лихенометрической съёмки.
Площадка №1. Дерево 1, окружность ствола 140 см.
№ Пересе чений с лентой |
Виды лишайников | |||||||||
Вид 1 |
Вид 2 |
Вид 3 |
Вид 4 | |||||||
Начало, см |
Конец, см |
Начало, см |
Конец, см |
Начало, см |
Конец, см |
Начало, см |
Конец, см | |||
1 |
0 |
0,8 |
35 |
35,5 |
74,5 |
75 | ||||
2 |
3 |
5 |
74 |
75 |
88 |
89 | ||||
3 |
6 |
7 |
92 |
94 |
118 |
121 | ||||
4 |
12 |
13 |
96 |
97 |
132 |
133 | ||||
5 |
21,5 |
22 |
100 |
102 | ||||||
6 |
32 |
32,2 |
113 |
114 | ||||||
7 |
36 |
36,6 | ||||||||
8 |
47 |
48 | ||||||||
9 |
50 |
52 | ||||||||
10 |
59,5 |
60 | ||||||||
11 |
70,5 |
71 | ||||||||
12 |
75,5 |
74,5 | ||||||||
13 |
75,5 |
76,5 | ||||||||
14 |
80,5 |
81 | ||||||||
15 |
84,5 |
86 | ||||||||
16 |
90 |
93 | ||||||||
17 |
111 |
113 | ||||||||
18 |
114 |
115 | ||||||||
19 |
123 |
124 | ||||||||
20 |
127 |
129 | ||||||||
21 |
131 |
133 | ||||||||
22 |
135 |
137 | ||||||||
Интересное из раздела
Мировой кризис ресурсов, загрязнение окружающей среды и проблема катализа
Тема моего реферата «Мировой
кризис ресурсов, загрязнение окружающей среды и проблема катализа». Я не
случайно выбрал эту тему, а учитывал актуальность этих взаимосвязанных между
собой проб ...
Общие представления об антропогенных экосистемах
Человек в конкурентной
борьбе за выживание в природной окружающей среде начал строить свои
искусственные антропогенные экосистемы. Примерно десять тысяч лет назад он
перестал быть, рядовым» ...
Общая циркуляция атмосферы
На
страницах научной литературы в последнее время часто встречается понятие общая
циркуляция атмосферы, смысл которого каждый специалист понимает по-своему.
Систематически используют этот т ...