Методы государственного регулирования экономики
Применительно к современным российским условиям оценку роли государства в переходный период можно условно свести к двум направлениям:
1) Государственное вмешательство ограничено в основном методами финансово-кредитного регулирования. К ним относятся: использование учетной ставки процента; изменение обязательного минимального резерва, объема денежной массы в обращении; эмиссия денег; изменение валютного курса, применение налоговых ставок и др.
2) Активное государственное регулирование экономики, проведение целенаправленной структурной, инвестиционной, социальной политики, государственное регулирование цен на топливно-энергетические ресурсы, потребительские товары первой необходимости и т.д. Эта концепция, в отличие от первой, направлена на усиление регулирующих функций государства в переходной экономике.
Классифицировать все методы госрегулирования довольно сложно, условно различают две основные классификации. Согласно первой из них выделяют общие, частные и специальные методы.
К общим методам относят совокупность методов познания, исследования макроэкономических процессов, научные обоснования экономических законов и т.д. Частные методы находят также большое применение в государственном регулировании социально-экономического развития. К ним можно причислить экономико-математические, статистические методы. Среди статистических особое значение имеют:
· Метод экстраполяции, разработка первоначальных прогнозов, направлений;
· Метод экономических нагрузок, то есть разделение больших совокупностей на группы, однородные по какому-либо признаку;
· Бюджетный метод, т.е. метод выборочного обследования бюджетов различных домохозяйств с целью получения статистической информации о жизненном уровне различных слоев населения.
Специальные методы играют особо важную роль в госрегулировании. К ним относятся:
· Программно-целевой метод, представляющий собой осуществление комплексного подхода к решению проблемы;
· Нормативный метод, используется для выявления потребностей и различных балансов, определения норматива оборотных средств и др. Данный метод предполагает нахождение соотношения между различными величинами или параметрами, при которых может быть обеспечен оптимальный масштаб прогнозируемых процессов. Наиболее важными регуляторами развития экономики являются экономические, социальные и экологические нормативы.
· Балансовый метод. Обоснование плановых заданий, мероприятий предполагает использование соответствующих балансов и балансовых расчетов. Балансы позволяют обеспечить соответствие между ресурсами, необходимыми для выполнения заданий, и их наличием. Балансовый метод планирования служит инструментом для планомерного (сознательного) установления и соблюдения материально-вещественных и стоимостных пропорций в хозяйстве страны. В практике планирования составляются и используются материальные, трудовые и финансовые балансы. С их помощью устанавливаются и поддерживаются необходимые пропорции в развитии отдельных отраслей и регионов.
Вторая классификация методов строится, исходя из различных мер воздействия на социально-экономические процессы. Государство использует методы косвенного регулирования и прямого регулирования экономики.
Косвенное регулирование – это регулирование без инвестиций, без государственных расходов. Это законы, указы, постановления, распоряжения и т.д. Данное регулирование осуществляется через механизм законодательной и исполнительной власти с целью создания благоприятных условий для частного предпринимательства в стране. В его арсенал можно отнести налоговую, бюджетную, денежно-кредитную, валютную политику.
Основные средства денежно-кредитной политики – это 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политик, осуществляемая ЦБ); 2)установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты обязаны хранить в ЦБ; 3) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. Госрегулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот[7, 482].
Прямое регулирование – это непосредственное участие государства в экономической деятельности и социальной сфере. Оно осуществляется в результате государственных расходов с целью уменьшения неравенства в распределении доходов и создания государственного сектора в экономике, т.н. общественных благ как в экономической, так и социальной сфере [9, 88].
Интересное из раздела
Экологическая реабилитация региона бассейна Балтийского моря
При создании территориальной
природоохранной программы формируется набор мероприятий, реализация которых
позволяет достичь поставленную цель по стабилизации или улучшению
экологического сос ...
ООПТ Республики Башкортостан
Природа Республики Башкортостан вызывает восхищение практически у всех жителей
и гостей республики, кому посчастливилось хоть раз побывать в ее замечательных
заповедных уголках. По св ...
Движение вод в мировом океане
Морская вода – очень подвижная среда,
поэтому в природе она находится в непрерывном движении. Это движение вызывают
различные причины и прежде всего ветер. Он возбуждает поверхность течения ...