Сущность проблемы воспитания экологической культуры
Процесс осознания того, что человечеству угрожает экологическая катастрофа, начался в 70-е годы двадцатого века: на Международной конференции по окружающей среде (Стокгольм, 1972г.) впервые была выражена озабоченность по поводу проблем окружающей среды в результате интенсивных процессов, которые сопровождают научно-технический процесс на планете. Одновременно стало формироваться понимание необходимости экологического просвещения людей.
Конференция определила общую цель образования в области окружающей среды (с этого момента оно стало называться природоохранным): дать людям знания и привить навыки разумного общения с природой, подвигнуть их к участию в защите и улучшении природной среды, к рациональному использованию природных ресурсов. Подчеркивалось: образование в области окружающей среды направлено на то, чтобы сформировать у людей осознание их высокой ответственности за состояние природных богатств, пробудить инициативы в решении задач охраны природы.
С этого момента и началось продолжавшееся все 80-е годы широкомасштабное движение в нашей стране. Активизировались (особенно после 1985 года) наука и практика: ввелись интенсивные исследования в области экологического образования на кафедрах педвузов, сотрудниками лаборатории экологического образования дошкольников, специально созданной в Академии педагогических наук. Педагоги, творчески относящиеся к работе, искали новые формы природоохранной деятельности со школьниками, а методисты и воспитатели разрабатывали основы природоохранного воспитания в детском саду.
Многолетнее изучение проблем экологического образования позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д. Зверева, ИТ. Суравегиной, должна быть связна с социально-нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.
Не менее важно мнение Б.С.Кубанцева об экологической культуре. Он говорит о необходимости переориентации господствующего в мышлении соотечественников антропоцентрического мышления, когда в центре всего и всея стоит человек («царь природы»), на экологическое биоцентрическое мышление, когда человек будет рассматривать себя наравне с природой.
Академик Б.Т.Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.
Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.
В последние годы ушедшего века продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования – шло развитие понятия экологической культуры. У философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (Н.Н Моисеев, С.Н.Глазачев, Б.Т.Лихачев, С.В.Алексеев, Н.М.Мамедов, И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина, Л.В.Тарасов, А.Д.Урсул и др.) сложилось понимание этого явления – понимание того, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных общепланетарных изменений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое может спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития. Понятие экологической культуры начинает рассматриваться с культурологических позиций, в него привносятся качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры, в нем пересекаются два процесса – образование человека и его становление как социокультурного индивида.
Интересное из раздела
Природные условия Центральной Якутии
Сапропель
- в переводе с греческого языка означает «гниющий ил». Название «сапропель»
было дано озерному илу в конце прошлого столетия Лаутернборном. Сапропель
- вещество преимущественно би ...
Строение биосферы и влияние человека на неё
Человек один из миллионов видов обитателей планеты
Земля – Homo sapiens – человек разумный. Мы обладаем уникальным чувством
красоты и гармонии, уникальными способностями – совершенствования ...
Характеристика природных ресурсов, экологические проблемы
Экология (от греч. «ойкос» — дом, жилище
и «логос» — учение) — наука, изучающая условия существования живых организмов и
взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Этот т ...