Формирование экологического мышления на уроках географии
«Уже с самого раннего возраста в сознании человека должно укрепиться ощущение необходимости совместной жизни с Природой и в Природе».
Н.Н.Моисеев, академик РАН.
20 век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса. Но в тоже время он поставил жизнь на земле на грань экологической катастрофы.
В последнее десятилетие, когда антропогенные нагрузки на окружающую природную среду во много раз возросли, экологические проблемы стали одними из наиболее значимых глобальных проблем всего человечества.
Из них наиболее существенны следующие проблемы:
Ø Загрязнение (вод, почв, атмосферы);
Ø Кислотных дождей;
Ø Радиационного поражения территории;
Ø Оскудение биоресурсов (исчезновение отдельных видов растений и животных организмов);
Ø Обезлесение и опустынивание территорий;
Ø Проблема продовольствия.
Интерес общественности всего мира к этим проблемам огромный. Все чаще в средствах массовой информации дается оценка качеству окружающей среды. Это убеждает нас в том, что охрана природы в настоящее время является делом не только специалистов разных областей знаний, но и каждого человека. С этой целью я с 2008г. стала постепенно вводить в курсы физической и экономической географии элементы экологических знаний. Дополнения, внесенные в программы 6-10 классов, направлены на формирование, развитие и углубление у школьников не только теоретических знаний в области экологии и охраны окружающей среды, но и на развитие экологического мышления (установление причинно-следственных связей, осознание источников сущности экологических проблем, путей их решения), и, конечно же, на воспитание культуры чувств. Это, прежде всего чувства гражданственности (человек и природа едины), сочувствия, сопереживания, гуманного отношения к животным и растениям. Известный ученый Б. Герджимек в своей книге «Дикое животное и человек» писал: «Первозданную природу надо беречь не меньше, чем мы бережем картины Рафаэля, индийские храмы, Кельтский собор; их при желании можно восстановить».[1]
Актуальность, практическая значимость.
Считаю, что выбранная мною тема «Формирование экологического мышления на уроках географии» актуальна
. Поэтому я думаю, что экологическое образование должно осуществляться с раннего детства, еще в детском саду. В системе же обучения оно должно, на мой взгляд, носить непрерывный и целенаправленный характер. Привитие ребенку бережного отношения к окружающей среде, позволит воспитать в дальнейшем человека с рациональным отношением к своей деятельности, способного предвидеть результат своей работы.
Цель
этого процесса сделать каждого человека экологически грамотным. Поэтому я считаю, что одной из основных задач педагогики является задача воспитания у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы.
В связи с этим, возникли задачи:
1.Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме развития экологических знаний на уроках географии.
2.Обосновать и провести экспериментальную проверку повышения уровня подготовки учащихся к предмету.
3.Разработать систему уроков.
4.Разработать методические рекомендации по развитию экологических знаний.
Гипотеза:
Если последовательно, систематически внедрять в педагогический процесс экологические знания, научить самостоятельно, применять навыки решения учебных задач, то у учащихся будет развиваться познавательный интерес к географии и повышаться качество образовательного процесса.
Ведущая педагогическая идея. Активное взаимодействие «учитель»- «ученик», «ученик»- «ученик» в процессе развития экологических знаний, объективная оценка знаний с помощью тестов, практических работ в процессе самообучения.
Технология применения опыта. Усвоение основных базовых экологических понятий, умение анализировать и прогнозировать происходящие процессы. Применение экологических знаний при подготовке и проведении традиционных и нетрадиционных форм урока. Разработка дифференцированных индивидуальных заданий.
Объект исследования
– экологическое образование.
Предмет исследования
– уровень экологических знаний обучающихся.
Результативность и эффективность:
Результативность опыта развития экологических знаний на уроках географии, можно проследить по следующим фактам:
1.Повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов.
2.Возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи экзамена.
3.Вырос уровень сложности исследовательских работ учащихся по предмету (качество выполняемых рефератов, исследовательских проектов).
Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, 100%-ная успеваемость, высокое качество знаний учеников убедили меня в правильности выбора и способствовали разработке материалов по развитию экологических знаний.
Продуктивность опыта заключается в том, что такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.
Я уверена, что формирование экологического мышления и развитие экологических знаний создаст надежные предпосылки для соединения обучения, воспитания и развития в единый педагогический процесс.
Свою работу рекомендую для ознакомления и использования в работе учителям географии.
- Отражение проблемы взаимодействия общества и природы в истории географической науки и школьной географии как методологическая основа развития экологического образования
- Теоретические основы экологического обучения и воспитания школьников в системе географического образования
- Теоретические основы экологического обучения и воспитания школьников в системе географического образования.
- Развитие экологических знаний и формирование экологического мышления на уроке.
- Результативность (устойчивые положительные результаты).
Интересное из раздела
Выбор и расчет параметров технологической схемы очистки сточных вод
Вода играет решающую роль во многих
процессах, протекающих в природе, и в обеспечении жизнедеятельности человека. В
промышленности воду используют как сырье и источник энергии, как хладоаген ...
Методы снижения шума
Забота современного общества
об улучшении качества жизни подразумевает улучшение окружающей среды и шум,
вызываемый транспортом - одно из направлений работы.
Шум от дорожного движения
яв ...
Деградация земельных ресурсов
Земля – один из главных ресурсов
природы, источников жизни. Земельные ресурсы необходимы для жизни людей и для
всех отраслей хозяйства.
Обеспеченность человечества
земельными ресурсами о ...