Теоретические основы экологического обучения и воспитания школьников в системе географического образования
Анализ методической литературы показал отсутствие единых подходов к пониманию сущности школьного экологического образования, а, зачастую, подмену его природоохранным просвещением. В частности, было установлено, что понятие «экология» и производные от него применяются не всегда корректно, что существенно затрудняет экологическую подготовку учащихся.
Было установлено, что на всех этапах развития отечественной школьной географии в ней всегда присутствовал экологический аспект. Проблема взаимоотношений человека и природы в программах и учебниках по географии была представлена в соответствии с социальным заказом общества и уровнем развития производственных сил. На основании проведенного сопоставления экологического и географического знания были выявлены конкретные возможности осуществления экологического обучения и воспитания в содержании школьного курса географии. Предложены пути оптимизации структуры школьного курса географии в соответствии с современным уровнем развития географической науки и требованиями к осуществлению экологического обучения и воспитания.[7]
Все элементы системы экологической подготовки в их взаимосвязи по сути являются проявлением тенденции экологизации всего учебно-воспитательного процесса по географии.
Целевой компонент модели экологического обучения и воспитания состоит из совокупности образовательных целей:
- Обучающие цели экологического обучения и воспитания школьников в системе географического образования предполагают формирование и развитие системных знаний и умении;
- Развивающие цели экологического обучения и воспитания школьников в системе географического образования предусматривают развитие способностей и потребностей школьников в экологической деятельности; интеллектуальное развитие школьников.
- Воспитательные цели экологического обучения и воспитания школьников в системе географического образования предполагают формирование глобально ориентированного научного мировоззрения, на основе:
1. создания целостной картины мира;
2. усвоения учащимися экологических ценностей, отражающих объективную целостность и ценность природы;
3. эмоционального, эстетического, познавательного восприятие природы;
4. формирования ответственности за сохранение природной среды на Земле;
5. понимания необходимости построения экосообразных отношений общества и природы на международном и внутригосударственном уровнях;
6. усвоения правил и норм поведения в природе, в быту, в повседневной деятельности, согласующихся с экологическим императивом. [8]
Содержание экологического обучения и воспитания в системе школьного географического образования рассматривается как дидактически адаптированная система знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, что объективно определяется тенденцией экологизации образования.
Знаниевый компонент содержания экологического обучения и воспитания представлен экологическими теориями, закономерностями, принципами, понятиями, научными фактами.
Интересное из раздела
Киотский протокол как механизм регулирования глобальных экологических проблем на международном уровне
Сегодня подавляющее большинство
ученых пришло к мнению, что нынешнее беспрецедентно быстрое изменение климата –
это антропогенный эффект, вызванный, прежде всего, сжиганием ископаемого ...
Влияние сбросов ООО Молоко на загрязнение озера Белое
Интенсивность взаимосвязи и
взаимодействия пищевой промышленности и окружающей среды существенно
различается как для отдельных отраслей, так и для объектов окружающей среды.
Эта интенсив ...
Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Человек вступает
в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной
обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей
деятельностью эту природную ...