Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Человек вступает в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей деятельностью эту природную среду. И это преобразование на сегодняшний день - древняя проблема взаимосвязи человека и природы, которая приобрела новое, подчас грозное звучание. Выход из сложившейся ситуации может быть найден только в том случае, если человечество обретет новое мировоззрение, новый сознательный взгляд на взаимодействие общества с природой и изменит практику жизнедеятельности. Для реализации этого условия исключительную роль играет экологическое воспитание (привитие нравственного, гуманного отношения к природе).
Дошкольное детство – это начальный этап становления человеческой личности. К.Д.Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить же в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний».
Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту).
В «Программе воспитания в детском саду» раскрыто содержание работы по ознакомлению детей с природой, определены основные направления в формировании знаний, умений и навыков труда в природе. Эти требования могут быть выполнены при условии ознакомления детей в первую очередь с близкой им природой родного края, так как формирование знаний ребенка дошкольного возраста осуществляется в процессе непосредственного общения с окружающим миром.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка -–это период его бурного роста и интенсивного развития. Именно в этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы.
Так образуется противоречие между требованиями детского сада и общества и недостаточным уровнем экологической культуры дошкольников.
Отсюда вытекает проблема: какие формы и методы работы способствуют воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста, а предмет: разнообразные формы и методы работы, способствующие воспитанию экологической культуры детей.
Нами была поставлена цель исследования: выявить эффективность использования разнообразных форм и методов работы в процессе воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой является предположение, что использование разнообразных форм и методов работы способствуют воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста если:
· Использовать разнообразные формы и методы;
· Побуждать детей к активному использованию исследовательских действий;
· Использовать фиксацию проделанной работы и полученных знаний;
· Закреплять полученные знания в индивидуальных формах работы.
Нами были определены задачи:
· Дать теоретическое обоснование проблеме воспитания экологической культуры дошкольников старшего возраста;
· Определить изначальный уровень воспитания экологической культуры старших дошкольников;
· Способствовать воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста используя разнообразные формы и методы работы;
· Выявить уровень воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе исследования;
· Разработать методические рекомендации для воспитателей ДОУ по воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Методы:
· Теоретические: теоретический анализ литературы и результатов исследования.
· Эмпирический: педагогический эксперимент.
· Математический: количественный анализ полученных результатов.
Исследование проходило на базе «Детского сада «Розовский», старшей группы. В исследовании приняло участие 20 детей.
Практическая значимость заключается в возможности использования разнообразных форм и методов работы, усовершенствования методов собственной работы для повышения уровня экологической культуры воспитанников.
- Сущность проблемы воспитания экологической культуры
- Особенности воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
- Разнообразные формы и методы, способствующие воспитанию экологической культуры
- Определение начального уровня воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
- У детей старшего дошкольного возраста
- Определение эффективности ознакомления воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Интересное из раздела
Экологическое воспитание
Экологическое состояние
нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей
понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические
проблемы присущи ...
Организация охраны воздушного бассейна
На рубеже XX-XXI веков перед человечеством встала новая глобальная
проблема – загрязнение воздушных бассейнов городов. Тысячи промышленных
предприятий буквально «сжирают» кислород, выбрасыва ...
Водные ресурсы
Все природные воды на Земле находятся в непрерывном
круговороте. Круговорот воды в природе происходит под воздействием солнечной
энергии и силы тяжести. Подсчитано, что на его осуществление ...