Разнообразные формы и методы, способствующие воспитанию экологической культуры
Ознакомление детей с природой – одно из главных средств их развития. В ходе его расширяется ориентировка детей в окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается должное отношение к природе родного края. 6
Ознакомление дошкольников с природой способствует воспитанию экологической культуры.
Невозможно воспитать в ребенке экологическую культуру, если он не будет знать что такое природа, из чего она состоит, по каким законам она живет, что приводит к ее гибели. Дети должны располагать знаниями о ней, овладеть несложными способами выращивания растений, ухода за животными, должны научиться наблюдать природу, ее сезонные изменения, распознавать ее составляющие, видеть ее красоту и неповторимость, научиться пользоваться ее дарами и самое главное должны осознать, что природу надо беречь и охранять. На этой основе формируется любовь детей к природе, родному краю, родине.
Ознакомление дошкольников с природой происходит в учебной и повседневной деятельности. Учебная деятельность организуется в форме занятий, экскурсий и целевых прогулок. Занятие – это обязательная форма обучения со всем коллективом детей в строго определенное время, на котором решаются намеченные задачи. Оно имеет определенную дидактическую цель и четкую структуру, представленную в конспекте.
Материал занятия и форма его организации позволяют продумать заранее, в каком помещении следует его провести, как преобразовать пространство, мебель и др., чтобы сложились оптимальные условия для учебной деятельности; как подготовить необходимую наглядность, атрибутику, оборудование, их пространственное расположение.
Важной особенностью экологических занятий является обстоятельство, что на них дошкольников знакомят с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каким-либо другим способом.
Экскурсии и походы – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические.
Поход – это комплексное мероприятие прежде всего по своей организации: его планируют, обдумывают, готовят и проводят несколько взрослых – эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель-методист и, конечно, воспитатель группы.
Туристические походы, различные экскурсии и простые прогулки на природе обогащают новыми знаниями и впечатлениями, делают человека более сильным, ловким и выносливым, вводят ребенка в «тайный» мир природы, не знакомый малышу. Раскрывая «тайны» природы, ребенок развивается, учится сопереживать; ему подсказывают, как лучше поступить, чтобы сохранить природу, не навредить ей; проводят аналогию жизни мира природы с социальной действительностью окружающего мира ребенка.
Экологические праздники дают положительный эмоциональный отклик на «природное» содержание. Экологические праздники могут быть посвящены временам года, урожаю, снежной скульптуре, весеннему возрождению природы.
Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, которые посвящали свои стихи природе.
Акции – это социально значимые мероприятия, которые проводятся в детском саду его сотрудниками и детьми (возможно участие родителей). Акции приурочены, как правило, к каким-либо датам, событиям. 19
Повседневная деятельность включает в себя прогулки, дежурство (самостоятельная форма) и совместная (с воспитателем) деятельность в уголке природы.
В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диа- и кинофильмов), практические (игровой метод, труд, элементарные опыты), словесные (рассказ, чтение художественных произведений, беседы).
Интересное из раздела
Деформация волн у берега
При подходе к берегу, где глубина
уменьшается до нуля у уреза воды, в волне происходят существенные изменения:
изменяются ее профиль и направление движения – волнового луча. Волна, отражаясь
от бер ...
Методы переработки автошин
Проблема утилизации отходов
усугубляется в основном потому, что большая часть товаров народного потребления
обречена на очень кратковременную службу человеку. Они куплены, потреблены и
выбр ...
Трагедия ХХ века - Семипалатинский полигон
Ядерное оружие – кошмар, созданный в
ХХ веке и впервые примененный 6 августа 1945 года. Американский самолет сбросил
атомную бомбу на японский город Хиросима. В результате этого взрыва: ...