Разнообразные формы и методы, способствующие воспитанию экологической культуры
ИОС -
это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра.
Можно выделить несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания:
Аналоги – это игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления об особенностях живых существ. Маленьким детям можно показать отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременно их восприятие и сопоставление.
Второй тип ИОС связан с использованием кукол хорошо знакомых детям. С куклами, изображающими главных героев сказок можно построить много различных ИОС.
Еще один тип ИОС имеет значение для реализации игры как метода экологического воспитания детей.
Путешествие в данном случае – это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, зоопарка, в экскурсии, походы, экспедиции. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль воспитателя (экскурсовода, начальника экспедиции и т.д.).
Формирование нравственно-экологического воспитания будет эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьей. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с природой родного края объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений и др. все это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьей должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Многие семьи проводят свой досуг на природе, ребенок естественно включается в природную среду; в семье чувственное восприятие природных явлений осуществляется в основном индивидуально, что обеспечивает большую эмоциональность познания. В большинстве семей имеются реальные возможности для организации природоохранительной работы (наличие приусадебного хозяйства, дачи, где можно заниматься посадкой и уходом за растениями, охрана окружающей среды, животных и растений во время прогулок по лесу, отдыха на озере и т.д.).
Процесс ознакомления с природой не должен носить стихийный характер. Безразличие взрослых к природным явлениям отрицательно влияет и на отношение ребенка к природе. В таких семьях даже при наличии в доме растений и животных ребенок не любит трудиться, совершает трудовые процессы эпизодически и только с помощью взрослого. Родители часто же детям не доверяют работу по уходу за объектами природы. Это особенно характерно для семей, которые видят в природе только источник умственного развития и недооценивают ее значение для нравственного и трудового воспитания.
При ознакомлении дошкольников с природой некоторые родители руководствуются лишь вопросами ребенка, его интересами или собственной ситуацией, что, естественно, снижает результативность этого процесса. Недооценивает семья и влияние таких эффективных средств воспитания, как прогулки, труд, телевизионные передачи о природе. Ознакомление с природой носит, в основном, вербальный характер (чтение, рассказы). Недостатки семейной педагогики в этом вопросе должны определить характер и содержание воздействия дошкольного учреждения на семью. В перспективном плане работы с родителями намечаются темы собраний, консультаций, стендов для родителей, посвященных ознакомлению с родной природой.
Интересное из раздела
Общие представления об антропогенных экосистемах
Человек в конкурентной
борьбе за выживание в природной окружающей среде начал строить свои
искусственные антропогенные экосистемы. Примерно десять тысяч лет назад он
перестал быть, рядовым» ...
Методы снижения шума
Забота современного общества
об улучшении качества жизни подразумевает улучшение окружающей среды и шум,
вызываемый транспортом - одно из направлений работы.
Шум от дорожного движения
яв ...
Природные условия Центральной Якутии
Сапропель
- в переводе с греческого языка означает «гниющий ил». Название «сапропель»
было дано озерному илу в конце прошлого столетия Лаутернборном. Сапропель
- вещество преимущественно би ...