Разнообразные формы и методы, способствующие воспитанию экологической культуры
стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на содержание, но и постараться раскрыть его настроение.
В практическом методе одна из форм ознакомления детей с природой – моделирование. С детьми можно изготовить целый ряд моделей, которые воспроизводят отдельные явления или объекты природы.
Модели и моделирование позволяют демонстрировать существенные экологические связи в природе, поэтому процесс моделирования и использования готовых моделей является методом экологического воспитания.
Эксперимент или опыт – особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях. Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках или уголке природы и на участке детского сада имеет очень большое значение для развития их наблюдательности и любознательности. При помощи элементарных опытов можно показать детям такие явления в неживой природе, как замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование радуги и др. при помощи эксперимента дети узнают о роли воды и удобрений в жизни растений.
Еще один метод воспитательно-образовательной работы в детском саду – труд. Он имеет большое значение. Систематический труд на огороде, в саду, в уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы.
Для представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие.
Игры проводятся на занятиях, экскурсиях, прогулках.
В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.
При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т.д.
Настольно-печатные игры – «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Фрукты и ягоды» и др.
Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле» и др. не требуют никакого оборудования.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Овцы и волки» и т.д.
Творческие игры. В игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых в природе, при этом у них формируется положительное отношение к труду. Особое влияние на развитие игры оказывают рассказы тружеников села – доярки, садовника, комбайнера.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, глиной, мелкими камешками, шишками и др. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. 6,24
Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое оно в себе несет. Все, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной либо какой-нибудь другой игры.
Игра как метод экологического воспитания – это игра специально организованная воспитателем и привнесенная в процессе познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией. (ИОС).
Интересное из раздела
Экологические проблемы атмосферы Кислые осадки Проблема озонового слоя в атмосфере Понятие о парниковом эффекте
Хозяйственная
деятельность человечества в течение последнего столетия привела к серьезному
загрязнению нашей планеты разнообразными отходами производства. Воздушный
бассейн, воды и почва в ...
Экологическая ситуация в моем городе
Термин «экология» ввел в науку немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 г. В переводе с греческого, экология – это наука о доме. Здесь под «домом»
подразумевается окружающий нас мир.
Первонача ...
Совершенствование деятельности администрации муниципального образования Город Хабаровск
Актуальность темы. Развитие зеленой экономики стало
фактом уже много лет назад. Однако до сих принципы ее остаются по большей части
не восприняты.
Логика развития
человечества в целом, р ...