Определение эффективности ознакомления воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Следующим этапом нашего исследования был контрольный эксперимент, цель которого: выявить уровень воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе исследования
Подобрали диагностические задания из методики Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцевой, также используя логические задачи О.И. Кондратенко, Н.В. Котырло, С.В. Ладывир и сказку А.К. Дитриха, Г.А. Юрмина, Р.В. Кошурниковой, состоящие из трех серий.
Процедура оценки уровня экологической культуры дошкольников старшего возраста осуществлялась следующим образом:
Используя предложенные методики, проводилось индивидуальное обследование.
Знания и умения детей оценивались по 3-бальной шкале:
· положительный, доказательный ответ (или демонстрация деятельности) оцениваются в 3 балла;
· положительный по большинству вопросов и доказательный ответ (или демонстрация деятельности) соответствует 2 баллам;
· отрицательный или в ряде случаев положительный ответ, но без основания (при отсутствии демонстрации навыков деятельности) оценивается в 1 балл;
· оп большинству отрицательный ответ соответствует 0 баллам.
Полученные данные по каждой серии вносятся в таблицу, отражающую уровень экологической культуры как конкретного ребенка, так и подгруппы.
Контрольный эксперимент показал, насколько расширились у детей экспериментальной подгруппы знания о природе, познавательные умения, отношение к природе родного края.
Проанализировав результаты диагностических заданий, мы подвели итог и увидели, что у детей экспериментальной подгруппы процент высокого уровня повысился , а низкий уровень диагностические задания не показали.
Высокий уровень – 6 человек;
Средний уровень – 4 человека. (приложение№ )
Результаты контрольной группы остались те же.
Т.о. предложенная нами гипотеза подтвердилась и мы доказали, что использование разнообразных форм и методов работы способствуют воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста если:
Использовать разнообразные формы и методы;
· Побуждать детей к активному использованию исследовательских действий;
· Использовать фиксацию проделанной работы и полученных знаний;
· Закреплять полученные знания в индивидуальных формах работы.
Вывод по главе 2
Вторым этапом нашей работы было эмпирическое исследование, состоящее из трех экспериментов. Первым был констатирующий эксперимент цель которого определить изначальный уровень воспитания экологической культуры детей старшего возраста. Для этого нами использовались методики Н.Н. Кондратьевой и Л.М. Маневцевой, логические задачи О.И. Котырло, С.В. Ладывир и сказку А.К. Дитриха, Г.А. Юрмина, Р.В. Кошурниковой. Мы выявили, что подавляющее большинство детей показали средний уровень воспитания экологической культуры.
В формирующем эксперименте нами была поставлена цель: способствовать воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы использовали ряд занятий, целевые прогулки, праздник, викторины. Так же в свободное время проводились экологические игры и игровые упражнения, опыты.
В контрольном эксперименте мы выявили уровень воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста на заключительном этапе исследования.
Проанализировав результаты экспериментальной и контрольной группы мы увидели, что у детей экспериментальной группы процент высокого уровня повысился, а низкий уровень диагностические задания не показали. Результаты контрольной группы остались те же.
Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, а именно: использование разнообразных форм и методов работы способствуют воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что на воспитателях детского сада лежит большая ответственность за воспитание экологической культуры старших дошкольников. Дети должны получить знания о природе родного края, о ее сущности и законах, т.к. исправить имеющиеся неправильные представления о природе значительно труднее, чем образовывать новые. Педагоги в своей практике должны применять разнообразные формы и методы ознакомления с природой потому, что у ребенка откладывается в сознании только то, что оставило яркий след. Дети дошкольного возраста в условиях правильно организованного взрослыми педагогического процесса, с успехом усваивают разнообразные знания о природе своего края. Эти знания развивают детей в умственном плане, а при эмоциональной их подаче становятся основой положительного отношения к родной природе, воспитанию экологической культуры. Таким образом, воспитание экологической культуры предполагает развитие нравственного, гуманного отношения к природе, и вместе с тем совершенствование внутреннего мира самого дошкольника.
Интересное из раздела
Платность за пользования природными ресурсами
Природопользование
как сфера знания включает в себя элементы естественных, общественных и
технических наук (в том числе охрану природы с ее разделами - охраной
атмосферы, вод, ресурсоведени ...
Лихеноиндикация качества воздуха
Проблема загрязнения природной среды - одна из
глобальных проблем современного мира. В связи с интенсивным развитием
промышленности и транспорта, в атмосферу, гидросферу, литосферу поступает ...
Проблемы Арала и сохранение его
Аральское море являлось
четвёртым по величине озером в мире, не имеющим выхода в мировой океан. За его
размеры (площадь Арала составляла 64-68 тыс. кв. километров) назвали морем. О
проблеме ...