Экологическое воспитание
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они и в России - свои в каждом регионе. Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать. Два последних десятилетия - это период становления экологического образовательного пространства. Это период выработки новых понятий: экологическое сознание, экологическое мышление, экологическая культура, непрерывное экологическое образование, экологическое образование школьников, студентов и многих других, в том числе и понятия экологическое воспитание дошкольников. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания детей и молодежи. История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе ее вопросы традиционного взаимодействия с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя, а для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед дошкольным образовательным учреждением задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств. Такова актуальность данной работы.
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Целью данного исследования является определение основных направлений и условий эффективной организации экологического воспитания дошкольников.
Объект:
система воспитания экологической культуры дошкольников.
Предмет: формирование системы знаний о природе в ход е экологического воспитания дошкольников.
Задачи:
- Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников.
- Раскрыть сущность проблемы экологического воспитания дошкольников;
- Изучить программы экологического воспитания дошкольников и её возможности для решения задач экологического воспитания;
- Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования дошкольников;
- Выработать рекомендации педагогам по улучшению условий организации экологического воспитания дошкольников.
Гипотеза работы составляет предположение о том, что эффективность формирования экологической культуры дошкольников достигается, если: обеспечивается формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы; реализуются комплексные задачи экологического воспитания: образовательные, воспитательные и оздоровительные.
Методологической базой исследования являются: работы О. Иогансон, А. А. Быстрова, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс, методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко, работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др).
Экспериментальная база: муниципальное дошкольное образовательное учреждение №30 «Аист».
- Экологическое воспитание дошкольников в современном дошкольном образовательном учреждении.
- Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде
- Диагностика уровня экологической культуры дошкольников.
- Анализ результатов исследования.
Интересное из раздела
Экология Туймазинского района Республики Башкортостан
На всех стадиях своего
развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как
появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в
природу резко усилило ...
Совершенствование деятельности администрации муниципального образования Город Хабаровск
Актуальность темы. Развитие зеленой экономики стало
фактом уже много лет назад. Однако до сих принципы ее остаются по большей части
не восприняты.
Логика развития
человечества в целом, р ...
Экологически чистые продукты, их характеристики
Натуральные
продукты основательно вошли в нашу повседневную жизнь. Но, даже понимая,
насколько полезно потребление здоровой экологической чистой пищи, не все
включают ее в свой ежедневный р ...