Особенности воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи детского сада.
Из этого следует, что ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. 6
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; революционеры-демократы (В.Г.Белинский, А.И.Герцен и др.) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах. Известно, какое большое значение придавал природе К.Д.Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М.В.Лучич, М.М.Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления и расширения достоверных сведений о природе (З.Д.Сизенко, С.А.Веретенникова, А.М.Низова, Л.И.Пушнина, М.В.Лучич, А.Ф.Мазурина и др.).
Природа как неисчерпаемый источник форм, красок, звуков была широко использована в целях сенсорного воспитания дошкольников в играх с природным материалом и природоведческим содержанием (Э.И.Залкинг, А.С.Макаревич, В.А.Дрязгунова), в труде (Л.Е.Образцова, Н.К.Постникова, Е.И.Корзакова, В.Г.Фокина и др.).
Фундаментальные исследования были развернуты на кафедре дошкольной педагогики ЛГПИ им. А.И.Герцена, основная часть которых посвящалась наблюдению (Г.С.Филиппюк, П.Г.Саморукова, А.К.Матвеева, Е.К.Мелькичева, Н.И.Ветрова) как сложному виду психической деятельности, включающему различные сенсорные и мыслительные процессы, опирающемуся на эмоционально-волевые свойства личности ребенка. Исследования активизировали практику: методисты-ленинградцы (А.Ф.Мазурина, Т.Н.Розина, А.А.Сакевич и др.) создали пособие «Наблюдение и труд детей в природе», которое долгое время было популярным у практиков. Плодотворный поиск увенчался созданием группой ленинградских исследователей «Методики ознакомления детей с природой в детском саду» – нового учебного пособия для учащихся педагогических училищ.
Важными считаются исследования этого периода, которые были посвящены воспитанию у детей отношения к природе (В.Г.Фокина, В.Д.Сыч), в итоге более ценным в развивающейся личности стало именно возникновение отношения, интереса к окружающему миру.
Интересное из раздела
Экологизация экономики
Начиная
с 60-х годов экологическая ситуация и возрастание (в основном через экономику и
законодательство) экологических требований к ведению хозяйства привели в разных
странах к ряду измене ...
Взаимодействие речных и сточных вод
Вода
- ценнейший природный ресурс. Она играет исключительную роль в процессах обмена
веществ, составляющих основу жизни. Огромное значение вода имеет в промышленном
и сельскохозяйственном п ...
Формирование экологического мышления на уроках географии
«Уже с самого раннего возраста в
сознании человека должно укрепиться ощущение необходимости совместной жизни с
Природой и в Природе».
Н.Н.Моисеев,
академик РАН.
20 век принес ...