Особенности воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Дети шестого года жизни, придя в начале учебного года в старшую группу уже имеют правильные представления о предметах и явлениях природы. Например, они знают название сезона, могут выделить отдельные характеризующие его признаки («осень, потому что тучи на небе», «солнышко не греет», «листики опадают»). Конечно, прежде всего дети выделяют яркие, хотя и не всегда существенные, признаки предмета или явления, часто они связывают их со своей жизнью и интересами («осень, потому что мы листиками красивыми играем»).
Пытаются дети объяснить причины и некоторых наблюдаемых ими явлений: «Птички улетают, потому что холодно, только воробьи остаются, потому что они привыкли». Дошкольники узнают на картинках животных, могут рассказать об их внешнем виде, повадках: «Еж зимой спит, а летом по лесу бегает. Что наколется на иголки, то и съест».
К концу учебного года дети старшего дошкольного возраста обнаруживают более глубокие знания о предметах и явлениях природы, характерным для высказывания детей этого возраста становится раскрытие некоторых понятых ими связей и зависимостей: причин изменений в неживой природе, зависимости изменений жизни растительного и животного мира от изменений в неживой природе («Летом дни длинные, а ночи короткие. Не успеешь оглянуться, а ночь прошла, потому что солнышко рано встает»; «Зима наступает, потому что солнце светит меньше и хуже. Зимой ночи длинные, а дни короткие. А на Севере совсем не бывает дня. Там полярная ночь»).
Дети подходят к пониманию перехода одного времени года в другое, могут назвать существенные признаки наступающего времени года: изменение цвета листвы, выпадение и таяние снега и др.; рассказать о периодичности развертывающегося сезона, выделяя его начало, разгар (середину) и конец («В начале осени еще тепло, это золотая осень»; «В середине зимы, в январе, самые большие морозы»). Такие высказывания детей можно расценивать как результат осмысленного обобщенного восприятия.
Дети шестого года жизни имеют довольно обширные знания о животных, могут не только описать их внешний вид, но и рассказать о повадках, среде обитания («Зайцы днем не бегают, они боятся, что их лиса или волк увидят. Заберутся под кустик и спят с открытыми глазами»). Кроме того, они способны к классификации, группировке, например, довольно легко выполняют такие задания: «Отбери картинки. На которых нарисованы перелетные (зимующие) птицы»; «Найди, кто летает, плавает, ползает».
Развивающееся у дошкольников умение замечать изменения, сравнивать, обобщать, классифицировать является необходимым условием понимания ими временных, причинно-следственных и других отношений между предметами и явлениями. Интересны, например, такие высказывания детей: «Осенью холодней, чем летом. Даже уже снег выпадает. А днем снег растает, потому что днем еще много солнца»; «Листья сначала становятся желтые, а потом опадают. А к концу осени деревья становятся голые». Описывая последовательность роста и развития растения, дети указывают на зависимость состояния растения от условий окружающей природы, времени года, погоды: «Если летом долго не бывает дождя, то цветы засыхают»; «По вкусу редиска сочная и сладкая. А может быть сухая и вялая, если долго дождя не было».
В рассказах, высказываниях дети выражают свое отношение к природе, часто в образной форме передают ее настроение. Например, при определении любимого времени года они не ограничиваются «утилитарной» оценкой, а акцентируют внимание на красоте природы: «Я люблю весну, потому что все оживает вокруг. Весной весело в лесу. И птицы поют песни».
Развитие отношения к природе тесно связано с особой организацией педагогического процесса, основанной на нравственно-положительных переживаниях ребенка в различных жизненных ситуациях, на прогулках, экскурсиях, на занятиях и пр. педагог должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.
Знакомя дошкольников с природой, педагог должен учитывать возрастные особенности детей и организовывать их деятельность так, чтобы они активно общались с природой, овладевая новыми навыками и умениями. 13
Интересное из раздела
Циркуляция глубинных вод
Основные факторы,
определяющие циркуляцию глубинных вод , - температура и соленость.
В приполярных районах
Мирового океана вода на поверхности охлаждается. При образовании льда из него
выделяютс ...
Аттестация рабочего места электрогазосварщика
Аттестация рабочих мест по условиям
труда — оценка условий труда на рабочих местах для выявления вредных и (или)
опасных производственных факторов (ст. 209 ТКРФ).
Аттестация рабочих мест ...
Агроэкологическая характеристика темно- каштановой почвы по данным анализов и мероприятия по вос
Согласно современным
предоставлениям, почва – самостоятельное естественноисторическое биокосное
природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате воздействия
биотических, абиоти ...