Особенности воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
· Уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях;
· Формирование знаний о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);
· Формирование элементарных представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
· Развитие гуманного эмоционально- доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру;
· Формирование потребности заботиться о чистоте своей группы;
· Ознакомление с природными факторами, влияющими на здоровье человека;
· Формирование привычки рационально использовать воду;
· Выработка умения правильно взаимодействовать с окружающим миром (элементарные правила поведения в природе);
· Развитие познавательного интереса к окружающему миру;
· Формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцева в программе «Детство» 3
ставят следующие задачи по ознакомлению детей с природой:
· Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы;
· Сформировать необходимые для разностороннего развития ребенка представления о ней;
· Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью;
· Обогащение личного опыта положительного, гуманного воздействия ребенка с природой;
· Расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.
Программа «Из детства в отрочество» 11
предлагает формировать представления о природе (красоте, значимости, изменчивости и пр.) посредством основных источников информации (искусств, наук, традиций и обычаев).
Систематически передавать в увлекательной форме разнообразную информацию о живой природе: об отдельных представителях растительного и животного мира (на основе принципа их уникальности, отличия от других представителей); об особенностях их внешнего вида, повадках; об особенностях их размещения на разных территориях; о взаимодействии растений и животных. Ввести в сознание элементарные представления о неживой природе.
Познакомить детей с некоторым природным материалом (дерево, глина, камень). Выделить их свойства и качества. Рассказать, как человек использует в своей жизни природные материалы.
Показать взаимосвязь живой и неживой природы: времена года их ритмичность и цикличность; наблюдение и фиксация природных изменений и их влияние на жизнь природы и человека.
Ввести понятие «время» и «пространство». В занимательной форме познакомить с историей постижения человеком этих понятий.
Создать условия для формирования у детей элементарных географических представлений в соответствии с их возрастными возможностями.
Программа «Радуга» 10
предлагает формировать у детей эстетическое отношение к природе. Эстетическое познание природы есть особый способ ее целостного восприятия, который исключает анализ, препарирование предмета.
Процесс эстетического восприятия, в отличие от других сфер детской деятельности, предполагает иной путь познания мира. Это путь живого созерцания, эмоционального видения природы.
Но эта способность не возникает сама по себе. Ее надо пробудить в маленьком человеке. А это значит – сделать его восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать прекрасное и даже изысканное в природе и наслаждаться такими открытиями.
Программа экологического воспитания «Юный эколог» 19
ставит целью формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, о некоторых биоценозах, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, о взаимосвязях внутри природных сообществ.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это самостоятельные наблюдения, опытничество, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различную деятельность (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
Интересное из раздела
Загрязняющие вещества атмосферного воздуха и их влияние на морфофизиологические показатели растений
Атмосферный воздух такого состава, к которому мы привыкли, сформировался
еще 200 миллионов лет назад. На протяжении многих веков он оставался
неизменным. Именно при таких соотношениях воздух ...
Разрушение озонового слоя
Озон, находящийся на высоте около 25 км от земной поверхности, пребывает в состоянии динамического равновесия. Он представляет собой
слой повышенной концентрации толщиной около 3 мм. Страт ...
Выбор и расчет параметров технологической схемы очистки сточных вод
Вода играет решающую роль во многих
процессах, протекающих в природе, и в обеспечении жизнедеятельности человека. В
промышленности воду используют как сырье и источник энергии, как хладоаген ...