Результативность (устойчивые положительные результаты).
В начале своей работы я провела анкетирование среди учеников, в котором было три вопроса, самых элементарных на вид, но показывающих степень развития экологического самосознания человека. Затем я продолжила рассматривать эти показатели, результаты приведены в диаграммах.
1. Знаешь ли ты значение термина «экология»?
2. Кем является человек для природы?
3. Считаешь ли ты, что можешь повлиять на состояние окружающей среды?
Изначально данные анкетирования показали, что дети имеют зачатки экологического образования, но лишь на начальном уровне, довольно низком для обучающихся 6-7 классов. С включением экологического блока в уроки, произошли сдвиги в самосознании ребят, многие из них довольно успешно участвуют в школьном этапе олимпиад по экологии, у многих улучшилась успеваемость по предметам естественного цикла (биологии, химии, физике), подобная тенденция просматривается и на уроках географии.
В качестве показателей эффективности урока, как правило, рассматривают:
-учебную мотивацию учащихся;
-затраты учебного времени на выполнение учебных заданий;
-качество обучения в классе.
Учебная мотивация учащихся изучалась методом анкетирования. Анкетирования проводилось между учащимися 9 классов.
Анкета для учащихся.
1.Считаете ли вы необходимым приобретение экологических знаний на уроках географии?
2.Используете ли вы в повседневной жизни приобретенные знания?
3.Помогают ли вам полученные знания при подготовке домашних заданий?
4. Считаете ли необходимым дальнейшее получение экологических знаний?
В анкетировании приняли участие 85 учеников, что в расчетах составит 100%.
Полученные результаты представлены на рисунке 1. (%).
Рис. 1.
Результаты анкетирования учащихся
Из общего числа опрошенных, 70% отмечают необходимость получения экологических знаний; 80% отмечают, что полученные знания помогают при подготовке домашних заданий; 66% применяют знания в повседневной жизни; 75% считают необходимым получение экологических знаний.
Ответы учащихся позволяют сделать вывод о том, что происходит изменение познавательной мотивации школьников к изучению данного предмета.
Развитие экологических знаний способствует укреплению межпредметных связей, активации полученных ранее знаний, информации, накоплению опыта рационального и бережного отношения к окружающей среде.
Качество обучения в классе замерялось с помощью среза знаний после каждого урока (всего 12 уроков). В экспериментальной группе (9А, 9В классы) уроки проводились с использованием экологического блока. В контрольной группе (9Б класс) уроки велись по традиционной методике преподавания, без блока.
Анкетирование
учащихся проводилось после каждого урока
по следующему опросному листу:
Оцени по 5-тибальной системе следующие показатели:
1.ты с интересом работал весь урок
2. ты с интересом выполнял самостоятельные задания
3. ты познакомился с дополнительными материалами
4. ты регулярно выполняешь домашнее задание, чтобы на уроке узнать побольше нового
5. оцени свою усталость после урока
Ответы:
-1балл - нет, очень плохо;
-2 балла - работа без интереса;
-3 балла – некоторые моменты урока меня заинтересовали;
-4 балла – было интересно, но отдельные задания не вызвали интереса;
-5 баллов – очень интересно.
Статистическая обработка опросных листов экспериментального (9А, 9В)
и контрольного (9Б) классов, позволила получить среднюю оценку урока как среднее арифметическое всех оценок, выставленных каждым учащимся.
Графическое представление полученных данных приведено на рисунке 2.
и позволяет констатировать, что урок с экологическим блоком оценивается учащимися в среднем на 1,53 балла выше традиционного урока. Проводившийся после каждого урока срез знаний позволил посчитать качество обучения в экспериментальной группе
и
контрольной. Кроме того, мы сравнили качество знаний в этих классах до эксперимента и после. Результат анализа полученных данных заключается в следующем: качество обучения в экспериментальной группе увеличилось в среднем на 19,3 %,
Интересное из раздела
Экологические аспекты загрязнения атмосферы
С появлением крупных предприятий и расширением городов перед
человечеством встала новая проблема — загрязнение воздуха. Уже в середине XIX
в. в Бирмингеме дым металлургических заводов и ядов ...
Экологизация экономики
Начиная
с 60-х годов экологическая ситуация и возрастание (в основном через экономику и
законодательство) экологических требований к ведению хозяйства привели в разных
странах к ряду измене ...
Биоиндикационные методы определения занрязнений водоемов по комплексу беспозвоночных
Определение
качества поверхностных вод, которое осуществляется главным образом с помощью
методов физико-химического анализа, представляет одну из сложнейших проблем
экологического мониторин ...