Результативность (устойчивые положительные результаты).
а в контрольной— на
3,7 %.
Рис. 2. Средние оценки уроков по результатам анкетирования учащихся.
Применяя элементы экологических знаний в течение двух лет, можно проследить динамику учебных достижений обучающихся в категории «качество знаний».
Диаграмма качества знаний:
2008-2009 учебный год
Диаграмма качества знаний:
2009-2010 учебный год.
Также, в рамках проводимого эксперимента, был проведен анализ выполнения контрольной работы по теме «Население России» (Табл. 1).
Таблица 1.
оценка |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
«отл» |
46,3% |
14,8% |
«хор» |
30,7% |
29,6% |
«удовл» |
23% |
55,6% |
«неудовл» |
- |
- |
Как видно из показателей, опыт работы по теме «Формирование экологических знаний на уроках географии» дает положительные результаты. Применяя разнообразные формы и методы на уроках, итогом являются более высокие результаты качества знаний учащихся и 100% успеваемости. Это говорит о том, что разработанная система обучения эффективна.
Повышая мотивацию к предмету за счет развития экологических знаний, можно ожидать высоких результатов. Эти результаты дают о себе знать, когда ученики выступают на олимпиадах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Проведен историко-диагностический анализ методической литературы, который позволил утверждать, что в географической науке за весь период ее развития традиционно изучались проблемы взаимодействия общества и природы. География как наука, располагающая методами комплексной оценки сложнейших взаимосвязей, существующих в природе, оказалась наиболее близкой к пониманию системной сущности экологических проблем и обладающей, при этом, возможностями максимально точной привязки экологических показателей к конкретным территориям. Важное значение имеет гуманистическая миссия географии, которая заключается в сохранении уникального этнического потенциала и необходимости укрепления связей человека с землей. Географическое изучение окружающей среды стало необходимым условием для любых экологических исследований.
2. Впервые в теории обучения географии определено место и значение географических подходов (естественно-географического, ресурсного, производственно-экономического, социально-демографического) для осуществления экологического обучения и воспитания школьников при обучении географии. Значимость географических подходов состоит в возможности решения проблемы взаимодействия общества и природы, с одной стороны, и вытекающую из каждого подхода необходимость всестороннего развития экологического обучения и воспитания, с другой.
3. Установлено, что на всех этапах развития отечественной школьной географии проблема взаимоотношений человека и природы в программах и учебниках по географии была представлена в соответствии с социальным заказом общества и уровнем развития производственных сил. Таким образом, в программах и учебниках по географии всегда в большей или меньшей степени прослеживалась тенденция экологизации. Она определяла корректировку целей образования, в целом, и была призвана оказывать влияние на формирование содержания, методов и средств обучения географии, в частности.
4. В результате использования различных форм и методов повышается интерес к предмету географии, происходит развитие полученных ранее экологических знаний (не только констатируют очевидные факты, но и пытаются найти решение проблемы) и формирование новых. Таким образом, происходит непрерывное экологическое образование.
[1] Б. Герджимек. Дикое животное и человек. - М.: Мысль, 1982 г.
[2] Анучин В.А. Основы природопользования. Теоретический аспект. - М.: Мысль, 1998. - 293 с.
[4] Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 91с.
Интересное из раздела
Проблемы охраны природы города Уфы
При изучении природы
Республики Башкортостан можно заметить, что за сравнительно короткий промежуток
времени (50-100 лет) произошли существенные изменения ее ландшафтов. Так на
месте ду ...
Лес и его значение в экосистеме
Лес — часть
поверхности Земного шара, покрытая древесными растениями. В настоящее время леса занимают около трети
площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38×106
км². ...
Экологически чистые продукты, их характеристики
Натуральные
продукты основательно вошли в нашу повседневную жизнь. Но, даже понимая,
насколько полезно потребление здоровой экологической чистой пищи, не все
включают ее в свой ежедневный р ...