Развитие экологических знаний и формирование экологического мышления на уроке.
Экология - наука комплексная. При отборе содержания экологического воспитания (обучения, образования, развития) я учитываю следующие положения:
• цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой;
• знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у школьников определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию;
• содержание должно отличаться научностью. Школьники должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений;
• содержание должно способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;
• экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом;
• нормы экологически грамотного безопасного поведения должны научить понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;
• обучающийся должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природопользования.[13]
При изучении природы материков и страноведческой части на всех уроках рассматриваем вопросы охраны природы. Использую при этом самые разнообразные формы урока: конференция, лекция, игра-путешествие, ролевые игры, просмотр презентаций, учимся проводить дискуссию и др. Я считаю, что дискуссия является одним из наиболее эффективных методов изучения особенно региональных экологических проблем. Вопросы для дискуссии на уроке предлагаются заранее, в порядке выполнения домашнего задания. А система продуманных целенаправленных вопросов учителя в ходе дискуссии подводит учеников к обоснованным, продуманным, самостоятельно сделанным выводам. Выводы никем не навязываются.
Виды работ учащихся на уроке стараюсь тоже разнообразить: групповая форма по карточкам - заданиям или «визитным карточкам»; творческие работы: сочинения, экологические рисунки, плакаты, географические диктанты с ошибками («Из дневника капитана Врунгеля»), составление кроссвордов, географических диктантов по новым речевым понятиям, экологические диктанты и др.
Большое значение имеют разнообразные практические задания, работы по контурным картам как индивидуальные, так и для групповых работ на уроке.
С большим желанием после изучения темы ребята пишут рефераты, подготавливают сообщения на выбранную тему, которая заинтересовала детей.
Очень нравится обучающимся выполнять работы творческого характера-сочинения, в которых дети передают свои чувства, ощущения, впечатления. Например, «Путешествие капельки». Опираюсь на имеющиеся у учеников знания, они должны описать, как они представляют себе процесс круговорота воды в природе, что происходит с водяными капельками на каждом этапе. Но развитие творческого мышления возможно только с помощью проблемного обучения.
Интересное из раздела
Организация охраны воздушного бассейна
На рубеже XX-XXI веков перед человечеством встала новая глобальная
проблема – загрязнение воздушных бассейнов городов. Тысячи промышленных
предприятий буквально «сжирают» кислород, выбрасыва ...
Организация и проведение исследований по влиянию природных загрязнителей на состояние здоровья
Загрязнение
окружающей среды имеет почти такую же долгую историю, что и история самого
человечества. Долгое время первобытный человек мало чем отличался от других
видов животных и в экологи ...
Эксплуатация биологических ресурсов
Биоресурсы – понятие не то чтобы
незнакомое, но не вполне привычное. Чаще всего словосочетание «природные
ресурсы» ассоциируется с
минеральным сырьём, хотя что такое леса, луга или рыба зна ...