Развитие экологических знаний и формирование экологического мышления на уроке.
Проблемное построение учебного прогресса предполагает отбор актуальных вопросов, как из современной науки, так и из реальной, окружающей школьников действительности.
Трудность учителя в создании проблемных ситуаций заключается в том, что он должен добиться, что ученики обнаружили несоответствие между имеющимися знаниями и требованиями задания, столкнулись с новыми условиями применения известных знаний.
В настоящее время личность ученика ставится в центр учебного процесса. Это требует от учителя переосмысления целей и задач урока опять же с помощью ученика.[15] Поэтому все чаще возникает необходимость ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать, пробуждать у него интерес к еще не решенным задачам, может быть, еще не совсем доступным для этого возраста заданиям, но с которым он столкнется в будущем.[16] По И.Я. Лернеру, «проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действия».
Для выполнения проблемных заданий я рекомендую использовать на уроках разнообразные источники географических знаний – атлас, учебник, статистический материал, научно-популярную литературу, статьи текущей периодической печати, при возможности использовать ресурсы ИНТЕРНЕТа.
Приведу пример, как организуется познавательная деятельность обучающихся на основе вопросов и заданий учебников 6, 9 классов.
В 6 классах в ходе осуществления проблемного обучения на уроках часто разыгрываются игровые ситуации, практикумы, уроки - «путешествия». Например, рассматривая влияние хозяйственной деятельности человека на природу, разыгрывается игровая ситуация « Спасите остров Робинзона!»,6 кл.
Спасите остров Робинзона.
Остров Робинзон-Крузо находится в системе островов Хуан - Фернандес близ берегов Чили. Как известно британский Моряк Александр Селкирк попал на этот остров в 1704г. Его приключения легли в основу романа Даниеля Дефо.
Сейчас от прежней экзотики практически не осталось нечего, несмотря на то, что остров был объявлен национальным парком еще в 1935г. Горнорудные разработки, раскорчевки земель, строительство военных сооружений и войсковые маневры привели к тому, что природа на острове умирает.
Экологические проблемы становятся всё более актуальными для многих стран Латинской Америке.
ЗАДАНИЕ.
- По комплексной карте атласа выявите районы наиболее подверженные изменениям в результате деятельности человека.
- На основании, каких данных атласа вы пришли к этому выводу?
- Какие наиболее острые экологические проблемы характерны для этих районов?
- Какие явления природы, особенности строения поверхности, климатические условия усиливают отрицательное влияние хозяйственной деятельности человека на природу.
- Кислотные дожди перестали быть проблемой развитых стран. Все чаще это явление теперь находится в Латинской Америке. На севере Чили крестьяне укрывают виноградники плёнкой. Какие причины вызывают кислотные дожди.
- Предложите свои пути решения экологических проблем.
Интересное из раздела
Платность за пользования природными ресурсами
Природопользование
как сфера знания включает в себя элементы естественных, общественных и
технических наук (в том числе охрану природы с ее разделами - охраной
атмосферы, вод, ресурсоведени ...
Трагедия ХХ века - Семипалатинский полигон
Ядерное оружие – кошмар, созданный в
ХХ веке и впервые примененный 6 августа 1945 года. Американский самолет сбросил
атомную бомбу на японский город Хиросима. В результате этого взрыва: ...
Экологический кризис и его признаки
Противоречия во
взаимоотношениях общества и природы во второй половине ХХ столетия стали
угрожающими. Потребовался тщательный анализ причин, вызывающих разрушение
озонового экрана, кислотны ...