Развитие экологических знаний и формирование экологического мышления на уроке.
В 9 классе, ребята основании дополнительной информации из карт атласа, Интернета и других источников самостоятельно заполняют таблицу «Экологическая ситуация в России», на основе параметров предложенных географами Н.Ф. Глазовским и А.С. Шестаковым.
Экологическая ситуация в России.
Экологическая ситуация |
Характеристика |
Удовлетворительная |
В слабо загрязненных непосредственной антропогенной деятельностью районах: охраняемые природные территории, труднодоступные районы, районы с сохранившимся традиционным укладом хозяйства и др. |
Конфликтная |
В районах со слабым и умеренным развитием техногенных перестроек ландшафтов, которое обеспечивает медленные изменения структуры, не затрагивающие геосистему в целом. |
Кризисная |
Пограничные. В освоенных и интенсивно развиваемых регионах с высокой степенью антропогенной нагрузки. Техногенные перестройки ландшафтов вызывают необратимые изменения и смену структуры геосистемы. Ухудшается качество природных ресурсов, снижается потенциал территории. |
Бедственная |
В районах, где происходит разрушение природной основы, механизмов саморегулирования. Это в основном ранее интенсивно осваиваемые районы. Резко снижается экономическая активность регионов и уровень жизни населения, возникает угроза эпидемий. |
Катастрофическая |
Характерны для районов старого промышленного освоения, в которых наблюдается разрушение природных геосистем и связей в них. Непригодность для использования природных ресурсов ведет к разрушению систем природопользования, миграции населения, массовым болезням, признания района зоной экологического бедствия. Выход из ситуации невозможен без внешнего вмешательства. |
¾ После заполнения таблицы ребята на контурных картах отмечают районы с данными экологическими ситуациями.
¾ Презентация проектов, которые могли бы изменить ситуацию в лучшую сторону.
¾ Обсуждение проектов.
В процессе обучения использую межпредметные связи, которые способствуют осуществлению всех дидактических принципов, усиливая их взаимодействие. Их действие способствует формированию системы знаний, обобщенных познавательных умений, развитию познавательных интересов. Например, при изучении темы «Население» в 9 классе, выполняем следующее задание: основным гигиеническим нормативом в нашей стране является показатель предельно допустимых концентраций (ПДК).
Подчеркните правильный ответ:
ПДК – это:
а) степень воздействия источника выбросов техногенных веществ в природную среду;
б) такая концентрация химического соединения, которая при ежедневном воздействии на организм человека в течение длительного времени не вызывает патологических изменений или заболеваний;
Интересное из раздела
Проблемы Арала и сохранение его
Аральское море являлось
четвёртым по величине озером в мире, не имеющим выхода в мировой океан. За его
размеры (площадь Арала составляла 64-68 тыс. кв. километров) назвали морем. О
проблеме ...
Экологическое состояние основной водной артерии города Донецка реки Кальмиус
В данной работе основное
внимание направлено на изучение экологического состояния реки Кальмиус, в
особенности, будет рассмотрена проблема содержания тяжелых металлов в реке и
влияние данны ...
Разработка методики мониторинга эколого-функционального состояния почвогрунтов
В данном дипломном проекте разработана
методика мониторинга эколого-функционального состояния почвогрунтов полосы
отвода по показателям ферментативной активности, позволяющая сократить вре ...