Развитие экологических знаний и формирование экологического мышления на уроке.
В приводимом варианте работы со схематическими моделями указаны три компонента ПТК. В таблице указаны возможные изменения в природных компонентах в результате загрязнения человеком воздуха.
После заполнения таблицы учащимся предлагается определить пути уменьшения негативных последствий человеческого воздействия на природу.
Удобство работы со схематическими моделями состоит в том, что их можно использовать при изучении природно-территориальных комплексов (ПТК) любого ранга (локальных, региональных, глобальных).
Современные школьники в достаточной степени информированы о проблемах взаимодействия природы и общества. Чаще всего эту информацию они получают на уровне фактов. При этом количественные характеристики экологических ситуаций, расчеты последствий воздействия человека на среду, как правило, не рассматриваются. Эффективным способом получения соответствующих количественных характеристик на уроках географии является составление и решение задач экологического содержания
. Например:
Задача 1.
Известно, что в начале 60-х гг. средняя глубина Аральского моря составляла около 30 м. Забор воды для орошения из Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи привел к уменьшению объема и площади этого водоема. Гидрологи подсчитали, что ежегодно уровень Арала понижается на 40 см. Требуется вычислить, когда может прекратить свое существование Аральское море, если не принять срочных мер.
Задача 2.
Подсчитайте, какой объем воды потребуется городу с населением 1 млн человек для разбавления сточных вод в течение года, если известно, что в сутки потребность такого города в чистой воде составляет около 0,5 млн куб. м.
Перед сбросом в водоемы сточные воды должны быть разбавлены в 20-кратном объеме чистой воды.
Задача 3.
Установлено, что 1 т нефти, разлитой по водной поверхности, образует нефтяное пятно площадью около 6 кв. м. Найти, какую площадь акватории займет нефтяная пленка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т?
Задача 4.
Транспорт остается одним из самых основных источников загрязнения воздушного бассейна города. В условиях роста общего парка автомобилей эта проблема становится наиболее острой.
Динамика загрязнения атмосферы Нижнего Новгорода автотранспортом в 1994 г.
Виды топлива |
Масса загрязняющих веществ, тыс. т | |||||||
Оксид углерода |
углеводороды |
Оксиды азота |
Твердые частицы (сажа) |
Диоксид серы |
Бенз(а)пирен, т |
Оксид свинца, т |
всего | |
Бензин |
115 |
19,2 |
7,7 |
0,1 |
0,4 |
0,044 |
22 | |
Дизельное топливо |
8,2 |
2,5 |
3,3 |
1,3 |
1,6 |
0,026 |
-- | |
Сжатый природный газ (метан) |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
-- |
-- |
-- |
-- | |
Сжиженный нефтяной газ (пропанбутан) |
0,6 |
0,1 |
0,04 | |||||
Итого | ||||||||
Примечание: Из-за использования этилированного бензина масса выброшенных в атмосферу оксидов свинца составила в Нижнем Новгороде в 1993 году около 25 т. Для сравнения: от всех стационарных источников за этот период поступило всего 0,48 т соединений свинца. |
Интересное из раздела
Загрязнение водоёмов
Термин «экология» (от греч. oikos – жилище, обитель, дом и logos – слово, учение)
ввел в 1866 г Эрнст Геккель (1834–1919) – немецкий зоолог, он означает «знание,
учение о доме, обители, мест ...
Лес и его значение в экосистеме
Лес — часть
поверхности Земного шара, покрытая древесными растениями. В настоящее время леса занимают около трети
площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38×106
км². ...
Проблемы Арала и сохранение его
Аральское море являлось
четвёртым по величине озером в мире, не имеющим выхода в мировой океан. За его
размеры (площадь Арала составляла 64-68 тыс. кв. километров) назвали морем. О
проблеме ...