Развитие экологических знаний и формирование экологического мышления на уроке.
в) обмен выбросов вредных веществ, обеспечивающих качество природной среды в соответствии с гигиеническими и экологическими требованиями.
Поскольку качество среды оценивается с позиций интересов человека, попробуйте самостоятельно сформулировать ваши требования к качеству городской среды. Расположите их по степени важности и дайте краткую характеристику каждого критерия.
На своих уроках использую информационные технологии, мультимедийные комплекты. Информатика позволяет школьникам взглянуть на предмет с «информационной», «алгоритмической» точки зрения, что приводит к углублению и систематизации знаний учащихся, появлению новых ассоциативных связей. При подготовке к урокам использую мультимедиа, что позволяет мне сократить время на поиск дополнительного материала, иллюстраций звукового оформления к интересующей меня теме, также создаю и использую созданные обучающимися презентации.
В учебной деятельности учащихся широко использую комплексные географические практикумы, межпредметные семинары и конференции, организую проектную деятельность учащихся, направленную на решение географических задач, в первую очередь геоэкологического и геоэкономического содержания.[17]
Перспективным направлением, на мой взгляд, является использование в учебном процессе методов элементарного географического прогнозирования. Географический прогноз способствует более глубокому усвоению школьниками взаимосвязей в геосистемах, предсказанию возможных последствий их изменения человеком, выявлению оптимальных способов природопользования. Одним из приемов учебной работы является составление схематических моделей геосистем, подвергающихся воздействию человека.[18]
В качестве примера элементарного географического прогнозирования на уроке и в других формах организации учебного процесса можно привести работу со схематическими моделями природных комплексов (рис. 4).
Рис. 4. Схематическая модель изменения компонентов ПТК под влиянием человеческой деятельности.
В левой вертикальной графе модели помещены компоненты природного комплекса. В остальных графах отражены взаимосвязи и взаимовлияния компонентов природного комплекса. Количество компонентов можно уменьшить в зависимости от обозначенных задач и содержания работы на уроке.
Суть работы заключается в рассмотрении многообразия взаимодействия компонентов в природном комплексе. Используя различные источники информации, учащиеся заполняют пустующие клетки таблицы примерами влияния одного компонента на все остальные. При этом учебная работа с моделью включает в себя следующие действия:
1) выявить влияние одного компонента на другие, заполнить соответствующие клетки схематической модели ПТК;
2) составить характеристику природного комплекса по типовому плану, используя содержание заполненных граф модели;
3) оценить последствия человеческого воздействия на ПТК, предсказать возможные изменения в природных комплексах, к которым может привести тот или иной вид природопользования;
4) определить направления хозяйственной деятельности людей (в том числе, природоохранные меры) с целью сохранения свойств природы.
Интересное из раздела
Экологическое воспитание
Экологическое состояние
нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей
понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические
проблемы присущи ...
Экологический кризис и его признаки
Противоречия во
взаимоотношениях общества и природы во второй половине ХХ столетия стали
угрожающими. Потребовался тщательный анализ причин, вызывающих разрушение
озонового экрана, кислотны ...
Разработка тома ПДС ВСС для предприятия
Проект нормативов предельно допустимых сбросов
(ПДС) веществ, поступающих в водный объект (на рельеф местности) со сточными
водами по выпускам разработан для автозаправочной станции (АЗС) ...