Перспективы решения проблемы Арала
Третий уровень. Национальные бассейновые Советы обеспечивающие разработку схем Интегрированного Управления водными ресурсами в национальных границах бассейнов.
Важными вопросами на этом уровне являются коренное улучшение технического состояния водохозяйственных систем, программы борьбы с засолением земель, и мелиоративное улучшение, разработка приемлемой для каждой страны тарифной политики в водопользовании, программы социально-экономического развития и экологической безопасности бассейна.
7. Разработка регионального руководства по водному мониторингу и обмену данными.
Конечно же, интегрированное управление водными ресурсами на региональном уровне немыслимо без разработки странами региона такого же подхода и механизмов на национальном уровне. Национальные диалоги по водной политике, реализуемые ЕЭК ООН и ОЭСР и финансируемые Европейской комиссией, несколькими государствами ЕС и Швейцарией, призваны помочь в разработке национального законодательства, механизмов координации и институциональных механизмов для ИУВР.
Текущая программа по укреплению МФСА и его региональных организаций, как ожидается, даст правительствам стран Центральной Азии мощные инструменты не только для решения текущих проблем, но и для отражения возникающих вызовов. Хотя существующим институтам до сих пор удавалось справиться с совместным управлением общими водными ресурсами и избежать открытого конфликта, для того, чтобы успешно справиться с предстоящими вызовами, страны-члены МФСА должны будут работать вместе в этих региональных рамках сотрудничества еще более тесно и более эффективно.
В рамках будущего сотрудничества между Исполкомом МФСА и международными организациями предлагаются следующие направления совместной деятельности:
1. Использование опыта Европейского Союза по разработке и реализации Водной Директивы Центральной Азии.
2. Формирование взаимоприемлемых экономических механизмов совместного управления водно-энергетическими ресурсами в бассейне Аральского моря.
3. Внедрение в Центрально-Азиатском регионе системы Интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР).
Исполком МФСА надеется на широкую поддержку ЕЭК ООН в реализации этих планов.
Заключение
Для решения проблемы Арала более 17 лет назад был создан Международный Фонд спасения Арала (МФСА), который был учрежден решением Глав государств Центральной Азии 26 марта 1993 года в г. Кзыл-Орде. Государства – учредители данного фонда: Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан.
Там же, в Кзыл-Орде было подтверждено «Соглашение о сотрудничестве в сфере совместного управления использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников», подписанное 18 февраля 1992 года в Алматы пятью министрами водного хозяйства Центральной Азии (Н. Кипшакбаев, М. Зулпуев, А. Нуров, А. Иламанов, Р. Гиниятуллин). Этим Соглашением фактически был создан единый орган — Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия (МКВК). С 28 февраля 1997г. функционирует исполнительный комитет фонда (Исполком МФСА).
Казахстан сделал ставку на отделение и сохранение Малого Арала. До этого, ещё в 1993 году была спроектирована и построена трёхметровая перемычка из песка и земли - полуостров Кокарал, являющийся территорией Казахстана, удлинили на двенадцать километров. В 2005 году было завершено строительство Кокаральской дамбы, отделившая Малый Арал (северная часть Аральского моря на территории Казахстана) от Большого Арала (южная часть на территории Узбекистана).
Казахстан искренне благодарен всем странам и международным организациям, которые принимают участие в операции по спасению Арала, и глубоко убежден, что при ее активизации полное снятие проблемы с международной повестки дня может значительно ускориться.
1. http://www.icwc-aral.uz - Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия Центральной Азии
Приложение
Фотографии Аральского моря
Интересное из раздела
Методы переработки автошин
Проблема утилизации отходов
усугубляется в основном потому, что большая часть товаров народного потребления
обречена на очень кратковременную службу человеку. Они куплены, потреблены и
выбр ...
Охрана окружающей среды и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте
Российская Федерация располагает
всеми видами современного транспорта, образующими единую транспортную систему.
Современный транспорт сделал доступным для человека и колоссальные скорости, ...
Леса-легкие нашей планеты
Лес - особенное богатство любой страны. Это прекрасный,
способный к восстановлению природный комплекс, на котором, зачастую, держится
вся экосистема.
Термином «лесопользование», обычно об ...