Как оценить биоресурсы?
Биоресурсы – это живое вещество Земли, главным образом – растительный и животный мир.
Для оценки биоресурсов на самом общем уровне чаще всего используют понятия:
· Биомасса – масса всех живых организмов;
· Фитомасса – общая масса растений;
· Зоомасса – общая масса животных;
· Биопродуктивность – прирост биомассы в единицу времени.
Биоресурсы – вероятно, наиболее сложный объект оценки.
Во-первых, биоресурсы принципиально различны по возможностям использования, и оценка общей биомассы сама по себе даёт немного информации (в отличие, например, от оценки запасов нефти или даже углеводородов в целом). Например, лес – это строительный материал, топливо и в то же время источник кислорода и основной естественный очиститель атмосферы. Наконец, это место отдыха, т.е. рекреационный ресурс.
Кроме того, в некоторых регионах – и России, и других стран, по-прежнему сохраняется хозяйственное значение охоты, рыболовства, сбора ягод, грибов, лекарственных трав и других промыслов. Естественная среда продолжает кормить человека. Биоресурсы Мирового океана, прежде всего рыба – тоже, главным образом, источник пищи. Получается, что на 70% поверхности Земли, занятой океаном, господствует «первобытный», «присваивающий» тип хозяйства, хотя и с использованием современных технических средств.
Во-вторых, сложно разграничить био - и агроресурсы. Расширение сельскохозяйственных площадей может идти только за счёт живой природы – лесов, степей, торфяников. В этом случае мы рассматриваем её как биоресурс в том виде, в каком он есть сейчас, или как агроресурс – потенциальный или уже существующий (например, естественное пастбище)? Сейчас более трети поверхности земной суши занято сельскохозяйственными угодьями. Сельскохозяйственные культуры можно считать частью общей фитомассы Земли, а домашних животных – частью её зоомассы.
В-третьих, биоресурсы возобновляемы и в то же время уязвимы. Их объём изменчив и зависит от множества факторов. Кроме того, соотношение объёма и продуктивности для разных видов биоресурсов резко различается.
Поэтому для хозяйственной деятельности «интересна» биомасса только в привязке к её качеству, возможному использованию и скорости прироста.
Интересное из раздела
Экологическое образование младших школьников на основе межпрдметных связей
Актуальность проблемы
исследования: межпредметные связи в
школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов,
происходящих сегодня в науке и в жизни общества.
Проб ...
Экологическая ситуация в моем городе
Термин «экология» ввел в науку немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 г. В переводе с греческого, экология – это наука о доме. Здесь под «домом»
подразумевается окружающий нас мир.
Первонача ...
Движение вод Мирового океана
Рис.1.
Схема циркуляции вод Мирового океана.
Поверхностные течения
образуют два больших круговорота, разделенных противотечением в районе
экватора. Водоворот северного полушария вращается по ...