Загрязнение почв полосы отвода предприятиями железнодорожного транспорта
Предприятия железнодорожного транспорта занимают территории в среднем от 2 до 50 га, отличающиеся не только размерами, но и степенью загрязненности. Характер технологических процессов, осуществляемых предприятием, определяет вид и площадь загрязнения. Наиболее распространенными загрязнителями территорий предприятий железнодорожной отрасли являются нефть и нефтепродукты, мазут, дизельное топливо, масла и смазочные материалы, антисептики, фенолы, а также остатки перевозимых грузов и отходы производства. Площадь загрязненных участков колеблется от 5 до 25% общей территории предприятия. Соотношение между занимаемой и загрязненной территориями основных видов железнодорожных предприятий приведено в табл. 2.
Таблица 2
Площади загрязненных территорий железнодорожных предприятий
Наименование предприятия |
Средняя площадь предприятия, га |
Площадь загрязненной территории, % | |
общая |
загрязненная | ||
Депо: локомотивные вагонные рефрижераторные |
5 4,5 3 |
1 0,9 0,3 |
20 20 10 |
Промывочно-пропарочные станции |
12 |
3 |
25 |
Шпалопропиточные заводы |
10 |
2,4 |
24 |
Станции и пункты обслуживания вагонов |
50 |
5 |
10 |
Пункты подготовки вагонов: пассажирских грузовых |
2 2 |
0,06 0,15 |
3 5 |
Причиной загрязнения железнодорожных путей нефтепродуктами является утечка их на пути и межпутье из цистерн, неисправных котлов и сливных приборов во время перевозки. Смазочные масла попадают на пути во время сезонных и эпизодических заправок букс, с колесных пар, а также непосредственно из неплотно закрытых букс при движении состава.
Локомотивные и вагонные депо занимают территории, площадь которых колеблется в среднем в пределах 4-5 га. Около 20% из нее загрязняется нефтепродуктами в процессе осуществления производственной деятельности: дизельным топливом и дизельными маслами, проливающимися во время заправок локомотивов, смазками - при заправке букс, мазутом - при использовании его в котельных депо. Количество загрязнений колеблется от 5 до 20 г на килограмм грунта.
Территории промывочно-пропарочных станций занимают в среднем до 12 га, из которых примерно четвертая часть довольно сильно загрязнена остатками перевозимых нефтяных грузов.
Загрязненные производственные площади шпалопропиточных заводов (ШПЗ) составляют 20-25% всей территории и образуются вокруг пропиточных цилиндров и на складе готовой продукции, поскольку по существующей технологии процесса пропитки тележки со шпалами выкатываются из пропиточных цилиндров, отстаиваются для стекания избытка пропиточного масла и разгружаются на склад готовой продукции. Основными загрязнителями территорий ШПЗ являются сланцевые и каменноугольные масла, содержащие фенолы. Концентрации загрязнений в среднем составляют 50-100 г/кг грунта.
Железнодорожные станции, пункты технического обслуживания вагонов занимают площади от нескольких до сотен гектаров. Из них 10% составляют загрязненные территории. При маневрах подвижного состава и движении грузовых поездов пути станций загрязняются различными сыпучими грузами, разлитыми нефтепродуктами.
Пункты подготовки пассажирских вагонов, где осуществляется наружная обмывка вагонов, и пункты подготовки грузовых вагонов, где вагоны промываются внутри, занимают небольшие территории, в среднем 2-3 га. Технологические процессы этих предприятий не способствуют образованию больших загрязненных площадей: в среднем они составляют 3-5% занимаемой территории.
Загрязнение территории отрицательно сказывается на состоянии окружающей природной среды. На некоторых предприятиях и железнодорожных путях грунты пропитаны нефтепродуктами на значительную глубину, что создает угрозу, как поверхностным водоемам, так и подземным водам.[2]
Интересное из раздела
Экологические риски понятие и виды
В
последние годы в России приоритеты в природоохранной политике, основанные на
учете ПДК и других норм и нормативных воздействий на природу, пересматриваются.
Причина: невысокая эффективнос ...
Разработка тома ПДС ВСС для предприятия
Проект нормативов предельно допустимых сбросов
(ПДС) веществ, поступающих в водный объект (на рельеф местности) со сточными
водами по выпускам разработан для автозаправочной станции (АЗС) ...
Энергетическая проблематика в человеческом обществе
Проблема энергетических ресурсов, по существу, является
ключевой ресурсной проблемой для современного общества. От величины
энергетических затрат зависит и эффективность человеческой деятел ...