Платежи за пользование природными ресурсами: структура и состояние правовой базы
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды относятся к числу важнейших научно-практических задач. Актуальность и масштаб экологических проблем связаны с усилением взаимодействия общества и природы, ухудшением качества окружающей природной среды, возрастанием технологических и рекреационных нагрузок на природные комплексы, уменьшением доступности природных ресурсов и рядом других причин.
Хозяйственное использование тех или иных природных ресурсов, имеющих как сырьевой, так и несырьевой характер (например, рекреационных ресурсов), вызывает объективную необходимость осуществления природопользователями расчетов с государством, являющимся в большинстве случаев собственником этих ресурсов и несущим бремя расходов по восстановлению природного потенциала на территории России.
В 2001 г. в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации рациональное, справедливое обложение природных ресурсов - основного богатства страны названо стратегическим приоритетом.
В настоящее время природно-ресурсный комплекс России должен выполнять особую роль в условиях выхода экономики из кризиса, в обеспечении национальной безопасности и перехода страны к устойчивому развитию.
Новым Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде отнесены к числу основных требований, предъявляемых к осуществляемой природопользователями хозяйственной деятельности.
2. В федеральной целевой Программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 860, при анализе проблем природопользования указано, что общим недостатком развития природно-ресурсного комплекса является несовершенство экономических механизмов и законодательной базы, регулирующих его использование. [Салина А.И. Налог на добычу полезных ископаемых как новый методический подход к налогообложению природных ресурсов // Финансы. - 2002. - N 1. - с. 43 - 45.]
Обращаясь к уже имеющемуся опыту принятия подобного рода программных документов, следует отметить, что в 90-х годах XX века в России был разработан и осуществлялся целый ряд федеральных и региональных целевых программ, направленных на оздоровление экологической обстановки, обеспечение экономики страны и населения природными ресурсами, их охрану и воспроизводство. Однако в условиях высокой степени нестабильности экономического состояния страны реализация этих программных документов, как отмечается в новой федеральной целевой Программе, была затруднена в основном из-за недостатка финансовых средств, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось.
Затраты на реализацию программных мероприятий и их социально-экономические и экологические результаты должны рассматриваться на сравнительной основе, что одновременно является условием достижения взаимной увязки доходной и расходной частей целевых программ. Разработчики рассматриваемой программы при оценке ее экономической эффективности исходили из прогнозируемого уровня бюджетных доходов, получаемых от использования природных ресурсов (см. табл. 1).
Интересное из раздела
Лес и его значение в экосистеме
Лес — часть
поверхности Земного шара, покрытая древесными растениями. В настоящее время леса занимают около трети
площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38×106
км². ...
Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Человек вступает
в определенные отношения с природой. Он приспосабливается к природной
обстановке, сам, изменяясь под ее влиянием, и, конечно, преобразует своей
деятельностью эту природную ...
Мероприятия по охране окружающей среды
Чрезвычайно важным фактором, существенно влияющим на
территориальную организацию всей социально-экономической жизни и эффективность
производства, является экологическая обстановка. В последн ...

