Экономическая политика России в период мирового финансового кризиса 2008 г. и послекризисное развитие экономики
Вместе с тем, специалисты отмечают ряд негативных моментов, которые необходимо учитывать при разработке долгосрочной политики. Так, рост производительности труда в экономике России длительное время устойчиво отставал от роста денежных доходов населения (согласно оценкам, за последние четыре года первый показатель составил 1,3 раза, тогда как второй – 2,3), что вносило весомый вклад в подстёгивание инфляции. Опыт выведения экономики из кризиса 1998 года свидетельствует, что необоснованное повышение денежных доходов населения смогло только резко увеличить спрос на импорт, но не способствовало развитию отечественных производителей. Таким образом, мероприятия по увеличению внутреннего спроса не могут являться приоритетными в сравнении с другими направлениями антикризисной политики, а должны входить в комплекс необходимых мероприятий.
Стратегическая задача, стоящая перед Россией и её правительством в нынешней кризисной ситуации, – создание условий для осуществления коренных структурных реформ, позволяющих ослабить зависимость социально-экономического развития страны от мировой конъюнктуры на топливно-сырьевые ресурсы и продукты низкой степени переработки.
Заключение
Данная работа была посвящена выяснению роли государства в развитии экономики. Итак, как же, по итогам исследования, вычленить государственное воздействие, его характер и масштабы? Оно выражается, во-первых, в нормативно-правовом регулировании экономических процессов и государственном контроле за соблюдением законности; во-вторых, в создании условий для деятельности хозяйствующих субъектов и обеспечении свободы предпринимательства; в-третьих, в непосредственном участив экономических отношений, управлении государственной собственностью; в-четвертых, в обеспечении социальных аспектов, жизнедеятельности, гарантиях и стимулировании труда граждан и их научно-технического творчества; в-пятых, в господдержке отраслей, производств, хозяйствующих субъектов.Стратегия участия государства в современном экономическом развитии предполагает:
1) Приведение функций государства в соответствие с его потенциалом;
2) Разработку эффективных правовых норм борьбы с произволом властей и коррупцией.
Для России на первых этапах реформ стала преобладающей политика эйфории рынка. Политики и теоретики того периода (Горбачев, Ельцин, Гайдар, Попов и др.) пренебрегли историческим опытом насаждения рыночных отношений в Восточной Европе, в частности в Польше, и больше говорили о преимуществах рынка, чем его недостатках. Рынок, по их мнению, - панацея от всех бед. Только плюсы и никаких минусов. Сейчас стало ясно, что такой восторг обернулся кризисом внутренней экономики и внешнеэкономических связей России с другими странами, что, по существу, является предметом стратегических опасений.
Вывод об усилении роли государства в экономике России сейчас не подвергается сомнению. Однако каковы формы реализации этого участия?:
· Достижение более высокой результативности;
· Устойчивый рост благосостояния народа;
· Повышение качества жизни общества.
Эти целевые установки выражают устойчивые непреходящие интересы нации. Однако не надо идеализировать те или иные формы хозяйствования, их нужно рассматривать вкупе, оценивать по результатам.
Государство несет основной груз ответственности за экономику страны и судьбу людей. Особенно оно ответственно за социальные последствия принимаемых экономических программ экономической политики. Мониторинг социально-экономических перемен за последние 10 лет дает впечатляющую картину неустойчивости социальной структуры общества, деформации общественных отношений.
В этой связи следует подчеркнуть, что выход из кризиса и будущее экономического развития во многом зависит от взаимодействия государства и многоукладной экономики.
Только эффективная деятельность государства, свобода выбора и предпринимательства, усиление роли личного интереса, новая мотивация трудовых отношений, создание благоприятных условий для конкуренции должны стать импульсом нового этапа экономического развития России.
Приложения Рис.1. Экономические теории и школы
http://www.i-u.ru/biblio/archive/bartnev_istorija/05.aspx
Табл. 1. Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации в 1998 – 2002 гг.
Показатель |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов - всего |
2129 |
1536 |
2274 |
2287 |
2557 |
в том числе по формам собственности2): | |||||
федеральная |
264 |
104 |
170 |
125 |
86 |
субъектов Российской Федерации |
321 |
298 |
274 |
231 |
226 |
муниципальная |
1544 |
1134 |
1830 |
1931 |
2245 |
Структура приватизированного государственного и муниципального имущества по способам приватизации, в процентах к итогу: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
продажа государственного и муниципального имущества на аукционе и коммерческом конкурсе |
76,1 |
74,6 |
73,0 |
73,9 |
61,4 |
из нее продажа: | |||||
имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий |
6,0 |
5,2 |
5,0 |
3,6 |
1,8 |
недвижимости |
47,6 |
47,7 |
56,7 |
59,1 |
47,4 |
земельных участков в составе имущественного комплекса приватизированных предприятий |
4,0 |
2,3 |
3,4 |
4,9 |
7,2 |
выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду: | |||||
арендатором в соответствии с договором об аренде |
6,8 |
8,3 |
18,0 |
20,0 |
32,9 |
посредством преобразования в открытое акционерное общество с правом первоочередного приобретения акций арендатором |
0,3 |
- |
- |
- |
- |
продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации: | |||||
работникам общества |
9,6 |
12,0 |
3,7 |
3,2 |
3,4 |
на специализированном аукционе |
1,6 |
1,9 |
2,0 |
0,4 |
0,0 |
на аукционе и коммерческом конкурсе |
4,6 |
2,2 |
2,8 |
1,3 |
0,8 |
преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с закреплением 100% акций в государственной или муниципальной собственности |
0,9 |
0,7 |
0,3 |
0,5 |
0,6 |
внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ |
0,1 |
0,3 |
0,1 |
0,7 |
0,8 |
отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций |
0,0 |
- |
0,1 |
- |
0,1 |
Интересное из раздела
Движение вод в мировом океане
Морская вода – очень подвижная среда,
поэтому в природе она находится в непрерывном движении. Это движение вызывают
различные причины и прежде всего ветер. Он возбуждает поверхность течения ...
Совершенствование деятельности администрации муниципального образования Город Хабаровск
Актуальность темы. Развитие зеленой экономики стало
фактом уже много лет назад. Однако до сих принципы ее остаются по большей части
не восприняты.
Логика развития
человечества в целом, р ...
Экологизация экономики
Начиная
с 60-х годов экологическая ситуация и возрастание (в основном через экономику и
законодательство) экологических требований к ведению хозяйства привели в разных
странах к ряду измене ...