Система экономических инструментов природопользования и охраны окружающей среды и их сравнительный анализ с административно-контрольными методами
Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования:
1. Рыночно ориентированные инструменты:
§ природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;
§ рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;
§ механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;
§ залоговая система;
§ интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителей (в том числе на рынках рециклируемых отходов);
§ методы прямых рыночных переговоров.
2. Финансово-кредитные инструменты:
§ формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;
§ кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.;
§ режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;
§ экологические и ресурсные налоги;
§ система страхования экологических рисков.
Административно-контрольные инструменты экологического управления:
1. Экологическое и природно-ресурсное законодательств, а также экологические требования в общем (гражданском, уголовном, административном) законодательстве.
2. Экологический мониторинг.
3. Экологические стандарты и нормативы:
§ нормативы и лимиты на выброс (сброс) загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения;
§ нормативы образования и размещения (токсичных) отходов;
§ лимиты водозабора и лесопользования;
§ квоты на добычу биоресурсов;
§ нормативы посещаемости особо охраняемых природных территорий;
§ нормы отстрела промысловых животных, сбора дикорастущих растений и т. п.;
§ запреты на размещение в конкретных местах загрязняющих видов деятельности, на использование токсичных веществ и тяжелых металлов.
4. Лицензирование хозяйственной деятельности:
§ связанной с воздействием на окружающую природную среду и здоровье человека;
§ обеспечивающей экологический мониторинг и контроль.
5. Экологическая сертификация (маркировка).
6. ОВОС и экологическая экспертиза проектов.
7. Экологические и ресурсные целевые программы.
8. Экологический аудит.
Совокупность экономических инструментов природопользования и охраны окружающей среды с учетом опыта многих стран в качестве наиболее активно применяемых включает:
§ платежи за природопользование (ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды);
§ финансово-кредитные инструменты (фонды охраны природы и фонды воспроизводства природных ресурсов, методы льготного кредитования природоохранных мероприятий, займы, субсидии, режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования, экологические и ресурсные налоги, механизм страхования экологических рисков);
§ рыночные инструменты (рыночные цены на природные ресурсы; рыночная интервенция органов власти для поддержки «зеленых» секторов рынка; механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды; залоговая система; прямые рыночные переговоры, добровольные природоохранные соглашения).
Конкретный состав этих инструментов имеет свои особенности в различных странах и определяется ими самостоятельно с учетом целевых ориентиров общенациональной экологической политики, методов управления, применяемых в экономике в целом, текущих и перспективных приоритетных социально-экономических проблем и т.д. Вместе с тем большинством стран выдерживаются общие подходы, выработанные и согласованные на международных конференциях по охране окружающей среды, включая Конференцию в Рио (1992), в международных договорах, конвенциях, в ходе обобщения практического опыта решения глобальных экологических проблем. К числу общих черт относится применение экономических механизмов экологического регулирования во взаимосвязи с административно-контрольными. Вместе с тем вопрос о соотношении этих основных подходов и соответствующих инструментов является одним из центральных, от решения которого во многом зависят эффективность и результативность мер по реализации экологической политики и реальному улучшению экологической ситуации.
Основные преимущества и вместе с тем слабые моменты эмиссионных платежей как ведущего элемента экономического механизма охраны окружающей среды следующие:
Преимущества:
§ высокая эффективность с точки зрения экономии экологических затрат;
§ способность вырабатывать устойчивые стимулы к сокращению загрязнения среды, а там самым и к научно-техническим инновациям;
§ усиливают гибкость механизма экологического управления в целом, обеспечивают условия для самостоятельного определения предприятиями стратегии природоохранной деятельности;
§ способствуют через механизм рыночного ценообразования сохранению дефицитных экологических ресурсов для будущих поколений;
§ обеспечивают природоохранную деятельность необходимыми источниками финансирования
Недостатки и слабости:
§ сложность точного задания начального уровня эмиссионных платежей и обусловленная этим неопределенность достижения конечного природоохранного результата;
Интересное из раздела
Экология Туймазинского района Республики Башкортостан
На всех стадиях своего
развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как
появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в
природу резко усилило ...
Экологически чистые продукты, их характеристики
Натуральные
продукты основательно вошли в нашу повседневную жизнь. Но, даже понимая,
насколько полезно потребление здоровой экологической чистой пищи, не все
включают ее в свой ежедневный р ...
Киотский протокол как механизм регулирования глобальных экологических проблем на международном уровне
Сегодня подавляющее большинство
ученых пришло к мнению, что нынешнее беспрецедентно быстрое изменение климата –
это антропогенный эффект, вызванный, прежде всего, сжиганием ископаемого ...