Этапы интеграции
Наиболее очевидной особенностью курсов, составляющих образовательный компонент «Окружающий мир», является их интегративность. В историческом аспекте интегративный характер школьных курсов можно рассматривать на трех уровнях.
Первый уровень- интеграция сведений из нескольких наук в рамках школьного естествознания и, в определенной степени, в рамках географии, истории.
Естествознание как учебная дисциплина в начальной школе с самого начала (первая половина 18 в.) была в той или иной степени интегративной дисциплиной. В него входили знания из самых различных естествоведческих дисциплин. Причина изначального интегративного характера естествознания проста: в то время еще не было нынешней дифференциации научного естествознания. Первоначальная группировка естествоведческих знаний осуществлялась по следующим областям: неживая природа- мир растений- мир животных (часто здесь же рассматривался и человек). Например, в первом учебнике естествознания В.Ф.Зуева «Начертание естественной истории» устанавливалась следующая последовательность изучения естествознания: ископаемое царство, животное царство.
Однако и в период дифференциации научного естествознания и выделения в нем ботаники, зоологии, химии, физики, астрономии школьное естествознание продолжало оставаться интегрированной дисциплиной, но, уже, видимо, по другой причине. Прогрессивные педагоги, методисты осознавали необходимость формирования у младших школьников целостного взгляда на окружающую природу. Так, основоположник отечественной методики преподавания естествознания А.Я.Герд еще в середине 18века писал «… отдельные естественные науки - зоология, ботаника, минералогия, физика не должны иметь место в народной школе; здесь место только одной неразделенной науки об окружающем органическом и неорганическом мире».
Параллельно с естествознанием в дореволюционной начальной школе преподавались география и история. География также в определенной степени была интегративной дисциплиной. Первоначально опять же по причине интегративности научного знания. Научная география еще не была дифференцирована на географию физическую и экономическую, еще не было специализированных направлений – геоморфологии, климатологии, почвоведения и др. Тогда и позднее в науке продолжала господствовать фигура естествоиспытателя – энциклопедиста с широким географическим образованием: М.В.Ломоносов, Ч.Дарвин, А.Гумбольт, П.П.Семенов-Тянь-Шанский, В.В.Докучаев и др., что не могло не отразиться на содержании школьного образования.
Интегративность этого порядка в истории начальной школы была преобладающей и сохранялась с отдельными перерывами до конца 50-х годов. Однако в 90-х годах с введением альтернативности образования появились варианты дифференциации природоведения на два курса и возвращения к традиционной для российской начальной школы трехпредметной системе: естествознание, география и история. Наиболее отчетливо это проявилось в развивающей системе Л.В.Занкова, где изучали естествознание и географию.
Второй уровень- интеграция естествоведческих и географических сведений с участием элементов обществознания в рамках школьного природоведения. К 1958 году, когда стало вводиться обязательное восьмилетнее образование, педагогами были осознаны недостатки раздельного обучения естествознанию и географии в начальной школе. В программах курсов допускались повторения. Изучение природы шло различными путями: на уроках географии - чисто описательно, на занятиях по естествознанию - без формирования пространственных представлений. Последнее не способствовало установлению связей между изучаемыми предметами и явлениями. Для преодоления этих недостатков в учебные планы школ был введен новый интегрированный предмет – природоведение вместо изучавшихся в четвертом классе естествознания и географии. Программа по природоведению предусматривала изучение системы представлений и элементарных понятий о неживой и живой природе, труде людей, ряда географических и обществоведческих представлений. В 1-2-3 классах естествоведческий, обществоведческий материал давали на уроках объяснительного чтения.
Третий уровень- интеграция естествоведческих, обществоведческих и географических знаний в рамках школьной дисциплины «Окружающий мир». Это высшая степень интеграции. Как уже отмечалось, начало этому было положено курсами «Ознакомление с окружающим миром» и «Окружающий мир» в начале 90-х годов.
Интересное из раздела
Социальная справедливость
Согласно данным исследований, 79% опрошенных россиян
недовольны своей жизнью. Проецируя личную неудовлетворенность на состояние
общества в целом, 76% респондентов склонны оценивать российско ...
Циркуляция глубинных вод
Основные факторы,
определяющие циркуляцию глубинных вод , - температура и соленость.
В приполярных районах
Мирового океана вода на поверхности охлаждается. При образовании льда из него
выделяютс ...
Экологические аспекты загрязнения атмосферы
С появлением крупных предприятий и расширением городов перед
человечеством встала новая проблема — загрязнение воздуха. Уже в середине XIX
в. в Бирмингеме дым металлургических заводов и ядов ...