Этапы интеграции
Здесь необходимо отметить, что это не первый опыт столь объемной интеграции школьного образования. Нечто похожее было предпринято после Октябрьской революции в рамках программы ГУСа. В первой ступени школы (1-4 классы) изучение отдельных предметов заменялось так называемыми комплексными темами, включавшими природоведческие, обществоведческие и географические вопросы. Весь учебный материал синтезировался по трем разделам (колонкам): природа- труд- общество. (Напомним, что и в современном «Окружающем мире» материал группируется так же по трем основным темам: человек- природа- общество). Стержнем программы был труд.
Как видим, налицо определенное сходство программы ГУСа с современным «Окружающим миром». И там и здесь материал группируется по трем основным темам, при этом две из них совпадают - это «Природа» и «Общество». В то же время и в том и в другом случаях эти темы являются центральными, интегрирующими. Однако в отличие от программы ГУСа в современной начальной школе интеграция охватывает лишь образовательный компонент «Окружающий мир», который реализуется одной или двумя, тремя дисциплинами, наряду с которыми изучаются и другие. Отлична и изначальная цель интеграции. Если в первом случае внимание акцентировалось на подготовку школьников к трудовой деятельности, то в «Окружающем мире» - на формирование целостного взгляда на окружающий мир, готовности всестороннего взаимодействия с ним.
Современным отдельно взятым школьным курсам образовательной области «Окружающий мир» характерна интегративность второго и третьего уровня. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений РФ (приказ Минобразования от 09.02.98 г.№322) в 1 и 2 классах этот компонент дается интегрировано (третий уровень), хотя название их может быть различным:(«Я и мир вокруг» (З.А.Клепинина), «Мир вокруг нас» (А.А.Плешаков). В 3 и 4 классах учебные дисциплины этих авторов возвращаются ко второму уровню интеграции, поскольку окружающий мир изучается уже в рамках природоведения и одной из обществоведческих дисциплин.
Несколько особняком стоит курс «Мир и человек» А.А.Вахрушева. Судя по содержанию курса, третий уровень интеграции здесь выдержан лишь для 1 класса (курс «Я и мир вокруг»), в последующих классах реализован второй уровень, поскольку во 2 классе изучается географический курс «Наша планета Земля», в 3 –естествознание (природа) и история («Мое Отечество»), в 4 – человек. Третий уровень интеграции во всех классах сохраняется в курсах «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградовой и ее соавторов О.Т.Поглазовой, В.Т.Шилина.
В методологическом плане процесс формирования целостной, интегративной картины мира образно можно представить следующим образом. Весь окружающий мир – это огромное море, где в виде архипелагов возвышаются над волной знания детей по отдельным вышеназванным областям – человек, природа, общество. По мере изучения окружающего мира море это мелеет, архипелаги обрастают все новыми и новыми островками, между которыми возникают перешейки - связи. В конечном счете, связи устанавливаются и между отдельными архипелагами знаний - формируется более или менее целостная картина мира.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что интеграция элементов методик различных естественных и общественных наук позволяет систематизировать знания учащихся, способствует применению этих знаний в жизни и практике.
Интересное из раздела
Экологическая реабилитация региона бассейна Балтийского моря
При создании территориальной
природоохранной программы формируется набор мероприятий, реализация которых
позволяет достичь поставленную цель по стабилизации или улучшению
экологического сос ...
Экологическое состояние города Уфы
Признаком устойчивой экологической
системы является стабильность определённых характеристик. Так, например,
экологически устойчивая система Земля имеет постоянную массу и постоянную
среднюю ...
Формирование экологического мышления на уроках географии
«Уже с самого раннего возраста в
сознании человека должно укрепиться ощущение необходимости совместной жизни с
Природой и в Природе».
Н.Н.Моисеев,
академик РАН.
20 век принес ...