Регулирование сельскохозяйственной деятельности в Беларуси
Объективная необходимость государственного регулирования в сельском хозяйстве обусловлена тем, что только государство может обеспечить проведение аграрной реформы, рациональное использование земли в сельскохозяйственном производстве, стабильность рынка сельскохозяйственной продукции; гарантировать развитие предпринимательства, производство качественных продуктов питания. Поэтому государственное регулирование – это не только организационно-экономическая, но и политико-правовая категория.
На сегодняшний день наиболее актуальными проблемами отечественного аграрного законодательства, сдерживающими прогрессивное развитие агропромышленного производства, стали:
Ø неопределенность правового статуса организаций АПК. В связи с этим необходимо провести перерегистрацию юридических лиц функционирующих в АПК для легитимизации колхозов, долевых коллективных хозяйств, совхозов и других государственных структур; осуществить правовое развитие крестьянского(фермерского) хозяйства как организационно-правовой формы;
Ø неопределенность правового положения ряда существующих объединений в АПК и неясность перспектив их адаптации к рамкам, установленным Гражданским кодексом;
Ø неразвитость ряда механизмов реализации объявленных Гражданском кодексом (1999г), Кодексом о земле(1999г.), Законом о санации и банкротстве(2000г.) положений применительно к сфере АПК;
Ø большой удельный вес временных и локальных(ведомственных) правовых актов, регулирующих отношения в агропромышленном производстве, противоречивость, бессистемность, непоследовательность, декларативность норм при отсутствии механизмов обеспечивающих их реализацию, необязательность их соблюдения.
Таким образом, к основным проблемам совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства можно отнести:
Ø Необходимость реализации аграрной реформы;
Ø изменение, дополнение некоторых нормативных актов, регулирующих управление в области сельского хозяйства
1.Аграрная реформа
требует формирования новой институциональной среды, т.е. принятия адекватного рынку законодательства с учетом изменения отношений собственности, основанного на реформе органов государственного управления и местного самоуправления, формирования рыночной и социальной инфраструктуры сектора. Деятельность Министерства, других государственных органов управления должна быть переориентирована с производства на формирование отраслевой стратегии и политики, стимулирование развития экономики предприятий и защиту их интересов, инициирование и принятие соответствующие нормативных актов по сопровождению реформ, создание рыночной инфраструктуры, устранение несостоятельности отдельных институтов и их последующую корректировку с учетом хода аграрной реформы, т.е. всего того, что в совокупности является государственным регулированием.
В настоящее время Беларусь по-прежнему находится на первой стадии осуществления аграрной реформы, а отсутствие мер по ее развитию и углублению приобретает перманентный характер
2.Оценивая современное состояние аграрного законодательства Республики Беларусь на фоне развития других отраслей права можно констатировать его статичность и неразвитость. Конкретно для отрасли имеется 5 законов и ряд Указов и Декретов Республики Беларусь. К Законам относится: "О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса"(1991г.), который носит чисто декларативный характер и принят без учета необходимости разработки механизмов по реализации объявленных приоритетов; "О крестьянском (фермерском) хозяйстве(1991г.), ряд положений которого вступают в противоречии с принятым позже Гражданским кодексом Республики Беларусь; "О племенном деле в животноводстве" ( 1994г.); "О ветеринарном деле"( 1994г.); "О патентах на сорта растений"( 1995г.); "О семенах"(1997г.), которые регламентируют исключительно технологические аспекты агропромышленного производства.
Интересное из раздела
Механизмы компенсации экологического ущерба
Мы не допустим, однако, чтобы глаза хоть слегка
ошибались. Не будем, поэтому винить их в том,
в чем повинен разум.
Лукреций. О природе вещей, гл. IV
Экологический ущерб – это и ...
Экологическая обстановка Нижнего Новгорода
Проблема взаимодействия
человека с природой – проблема вечная и одновременно современная. Ведь
человечество связано с природным окружением своим происхождением,
существованием и будущим. Ч ...
Расчет батарейного циклона
Задание
В батарейном
циклоне (рис. 4) требуется очищать от пыли 7700 м3/ч газа при
температуре 300 °С. Плотность газа (при 0 °С и 760 мм рт. ст.) 1,3 кг/м3 . Барометрическое давле ...