Основные принципы определения базовых нормативов платы за природные ресурсы и загрязнения окружающей природной среды
Платежи за водопользование.
В соответствии с Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» (2001 г.) плата за водопользование взимается с объектов, применяющих сооружения, технические средства или устройства в зависимости от целей водопользования:
• забор воды из водных объектов;
• сброс сточных вод в водные объекты;
• удовлетворение потребности гидроэнергетики в воде;
• использование акваторий водных объектов для лесосплава в плотах, для добычи полезных ископаемых, организованной рекреации, размещения коммуникаций, плавсредств, установок и оборудования, зданий, сооружений, установок для буров, строительства и иных работ.
Заметим, что в структуре ресурсно-природных платежей доля платы за водопользование составляет свыше 10%. Это относительно не- большой размер платы, если принять во внимание нарастающий объем водопотребления и дефицит чистой питьевой воды. Плата за водопользование не производится в случаях:
• сброса дренажных, шахтных и карьерных вод, если концентрация в них вредных веществ не превышает их концентрации в водоприемнике;
• забора воды для санитарных, экологических и судовых пропусков;
• забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
• забора воды для рыболовства и воспроизведения водных биологических ресурсов;
• забора воды для орошения, углубления фарватера, для осушительных систем, для размещения плавательных средств и других видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды.
Размер платы за водопользование исчисляется исходя из действующих ставок и установленной платежной базы. Платежная база при этом устанавливается следующим образом:
• объем воды, забранной из водного объекта;
• объем продукции, произведенной при пользовании водным объектом без забора воды;
• объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты;
• площадь акватории используемых водных объектов.
Плату за водопользование взимает налоговая инспекция с перечислением суммы финансовых средств в бюджет.
Платежи за лесопользование.
Россия является уникальной страной по масштабам своих лесных ресурсов. Около 70% ее территории покрыто лесами. Наличие древесины разного вида определяет многие направления хозяйственной деятельности на всех уровнях. Большинство российских предприятий являются лесопользователями. В общей структуре ресурсно-природных платежей доля платежей за лесопользование в настоящее время явно не соответствует рыночным требованиям - она составляет около 1%. И это при том, что ежегодно огромные массивы леса в центре России, в Сибири и на Дальнем Востоке истребляются вследствие пожаров и применения хищнических методов лесозаготовок.
Экономические вопросы лесопользования регулируются Лесным кодексом Российской Федерации. Плата за лесопользование подразделяется на две категории: лесные подати и плату за аренду лесного фонда. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании лесным фондом, связанном с осуществлением хозяйственной деятельности разных видов. Аренда за лесопользование устанавливается на долгосрочной основе с учетом действующих ставок лесных податей. Ставки лесных податей определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или по результатам лесных аукционов.
Заметим, что все виды рассмотренных ресурсно-природных платежей в настоящее время носят временный характер. Дальнейшее совершенствование Налогового кодекса Российской Федерации приведет к изменению как статуса платежей, так и размеров ставок. Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит понятия платежей за природопользование, он предусматривает налоги разных категорий - федеральные и местные. Поэтому экологический менеджмент предприятия должен систематически актуализировать свою нормативно-правовую базу и своевременно вносить изменения в свои экологические документы.
Основными принципы определения базовых нормативов платы
за загрязнение окружающей природной среды
За основу при определении базовых нормативов платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду приняты нормативы, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 января 1991 г. N 13:
Интересное из раздела
Выбор видов деревьев для городского озеленения
Город – это
особая социально-экономическая и природная среда обитания живых организмов, в
том числе и человека. Городская среда характеризуется плотной многоэтажной
застройкой, обилием иску ...
Экологическая обстановка в Алтайском крае
Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество - лишь незначительная часть
биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни - Homo sapiens (человек
разумный). ...
Совершенствование деятельности администрации муниципального образования Город Хабаровск
Актуальность темы. Развитие зеленой экономики стало
фактом уже много лет назад. Однако до сих принципы ее остаются по большей части
не восприняты.
Логика развития
человечества в целом, р ...