Новые методы экономического механизма
Экологическая паспортизация города, как показала практика, является настоятельной необходимостью и качественно новой ступенью оценки и обобщения информации о состоянии и по прогнозированию развития природно-техногенной системы города. Составленный на основе паспортизации документ «Экологический паспорт города» должен состоять из следующих разделов:
· оценка современного состояния физико-химических параметров окружающей природной среды городской территории и состояния здоровья горожан;
· изучение, прогноз и контроль за состоянием окружающей городской среды, изменяющейся под воздействием инженерно-хозяйственной деятельности и коммунального хозяйства в системе мониторинга;
· оптимизация различных этапов городского хозяйствования: планирования, управления, строительства, эксплуатации природно-техногенной системы во взаимосвязи с природоохранными мероприятиями.
Первый раздел экологического паспорта города включает оценку современного состояния всех параметров окружающей среды (атмосферы, гидросферы, геологической среды) и техносферы. «Процесс выявления направленности изменения состояния в окружающей среде и экологических последствий состоит из 3-х этапов:
1. Создание специальных аналитических карт города, отражающих комплекс условий, факторов и компонентов природно-техногенной среды.
2. На основе таких аналитических карт разрабатывается комплект синтетических карт с последующим анализом всех данных по антропогенному воздействию.
3. На основе анализа синтетических карт выделяются кризисные в экологическом отношении районы, и дается интегральная (обобщающая) оценка города по степени опасности природных и техногенных условий для жизнедеятельности населения города»[11].
Экологическая паспортизация касается и продукции массового потребления. Пример этому вы можете разглядеть на этикетке газированного напитка, на обвертке шоколада и т.д., где указано какие потенциально опасные ингредиенты содержатся в их составе.
Договорные отношения на рынке экологических услуг
Стремление создать рынок природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей природной среды и с надеждой на ее возможное улучшение, породило за последние годы целую серию новаций в сфере природопользования.
К сожалению, эти попытки не идут дальше деклараций и не реализуются на практике, но они уже претендуют на реализацию в качестве рыночных элементов экологических структур.
Так, были попытки в Горно-Алтайской Республике внедрить в практику тезис о статусе эколого-экономической зоны, где бы экономическая эксплуатация природных ресурсов сочеталась с их экологической охраной на основе иностранных инвестиций. Но эта попытка не состоялась из-за недостаточной заинтересованности иностранных инвесторов. Дело в том, что сейчас расходы на охрану использования ресурсов в этом регионе больше, чем доходы от них.
В литературе длительное время обсуждаются идеи экологического маркетинга, суть которых сводится к тому, чтобы меры по охране окружающей среды сделались объектом прибыли или наоборот, прибыль, получаемая от использования природных ресурсов, одновременно обеспечивала их охрану и воспроизводство.
Дебатируется вопрос о развитии рынка экологических услуг на базе широких договорных связей с привлечением частного капитала и с расширением частнопредпринимательской деятельности.
«Для рассмотрения экологических услуг в качестве предмета договорных связей следует уточнить, что входит в определение понятия «экологические услуги». В одном из докладов Минприроды по поводу структуры рынка экологических услуг в Российской Федерации приводится перечень этих услуг. В него вошли такие виды деятельности, как экологическое страхование, эколого-правовое обеспечение, деятельность экологических фондов, учебно-консультативная работа, издательское дело, нормирование и оценка качества окружающей среды и т. д»[12].
Если понимать экологические услуги в качестве такого широкого спектра деятельности, осуществляемого в помощь государству предпринимательским сектором экономики, то сфера договорных отношений здесь довольно разнообразна. В то же время она поддается унификации на основе единого типового договора на оказание экологической услуги. Сторонами в таком договоре могут являться административные органы Минприроды, выступающие в роли заказчика, обычные природопользователи - государственные, кооперативные, общественные, частные, иностранные, международные, действующие в качестве заказчика, и предприятия-исполнители экологических услуг, действующие в качестве подрядчиков. Причем подрядчиком может выступать и отдельное лицо, обязующееся по договору выполнить конкретную услугу: прочитать лекцию, написать методическую разработку, составить проект нормативного акта, написать учебник и т. д.
Интересное из раздела
Проблемы Арала и сохранение его
Аральское море являлось
четвёртым по величине озером в мире, не имеющим выхода в мировой океан. За его
размеры (площадь Арала составляла 64-68 тыс. кв. километров) назвали морем. О
проблеме ...
Выбор видов деревьев для городского озеленения
Город – это
особая социально-экономическая и природная среда обитания живых организмов, в
том числе и человека. Городская среда характеризуется плотной многоэтажной
застройкой, обилием иску ...
Природные условия Центральной Якутии
Сапропель
- в переводе с греческого языка означает «гниющий ил». Название «сапропель»
было дано озерному илу в конце прошлого столетия Лаутернборном. Сапропель
- вещество преимущественно би ...