Экологическое законодательство стран ЕС и РФ
В основополагающем Федеральном законе "Об охране окружающей среды" закреплен принцип, по которому хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе интегрального и индивидуального подходов к установлению требований в области ее охраны к субъектам, осуществляющим или планирующим такую деятельность. Интегральный подход означает, что, устанавливая экологические требования к предприятиям и другим источникам воздействия, следует учитывать единство и взаимодействие всех компонентов природы и снижать воздействие на экосистемы в целом. Концепция российского экологического законодательства отражает выраженный в законодательстве ЕС интегральный подход к охране окружающей среды и при сходстве концепций правовые процедуры и механизмы реализации различаются.
Федеральные законы "Об охране атмосферного воздуха" (1999), "Об отходах производства и потребления" (1997), Водный кодекс РФ (1995) определяют сложную систему нормирования воздействий на окружающую среду и выдачи разрешений на выбросы, сбросы и размещение отходов. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (2002) предусматривает, что нормативы воздействий устанавливаются с учетом наилучших существующих технологий.
В июле 2003 г. вступил в силу Федеральный закон "О техническом регулировании", на основе которого предстоит реформировать систему стандартизации и разработать технические требования к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Наряду с формированием национальной технической политики закон нацелен на гармонизацию отечественного законодательства с международными торговыми правилами. Он, несомненно, затронет вопросы охраны окружающей среды и заметно повлияет на действующую систему нормирования и определение экологических воздействий при любой деятельности.
Экологическое законодательство РФ в принципе соответствует признанным в странах ЕС и в международных отношениях правовым подходам и решениям. Но затраты на выполнение правоприменительных административных действий (установление нормативов, выдача разрешений, контроль) слишком велики и не всегда оправданы. Слишком часто нарушаются условия разрешений на выбросы и сбросы. Разные нормативные акты подчас противоречат друг другу. Так, в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" и в ряде ведомственных актов говорится о разрешениях на сбросы и выбросы в водные объекты, а в Водном кодексе - о получении не разрешения, а лицензии. Разными оказываются и сроки их действия.
Нередки неясные формулировки, затрудняющие толкование. Так, хотя в законе "Об охране окружающей среды" термин "наилучшие существующие технологии" и определен, как их использовать, устанавливая нормативы для предприятий, и как эти нормативы сочетаются с другими экологическими требованиями - непонятно.
Не прописаны процедуры реализации правовых требований, что ставит под сомнение законность решений исполнительной власти и не определен порядок выдачи Правительством РФ разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Форма разрешения установлена еще в 1989 г. инструкцией Госкомприроды СССР и не учитывает требований российского законодательства об охране атмосферного воздуха. Некоторые территориальные органы МПР выдают разрешения на образование отходов и лимиты на их размещение, хотя в законах "Об охране окружающей среды" и "Об отходах производства и потребления" говорится о разрешениях только на размещение отходов. Необходимых же подзаконных актов, которые определяли бы порядок выдачи разрешений, до сих пор нет.
Нормативы качества - чрезвычайно жесткие и в большинстве своем невыполнимы. В общей сложности действует порядка 4000 нормативов для всех природных сред, контроль соблюдения всех нормативов технически и экономически невозможен. Реально контролируют только те загрязняющие вещества, за выбросы и сбросы которых взимается плата. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты вообще не разработаны, хотя уже принято несколько подзаконных актов, определяющих порядок и критерии их определения. Нет и экологических нормативов для атмосферного воздуха.
Интересное из раздела
Организация и проведение исследований по влиянию природных загрязнителей на состояние здоровья
Загрязнение
окружающей среды имеет почти такую же долгую историю, что и история самого
человечества. Долгое время первобытный человек мало чем отличался от других
видов животных и в экологи ...
Волны цунами
Волны цунами
возникают вследствие подводных землетрясений, которые деформируют дно. Эта
деформация дна приподнимает или опускает здесь всю толщу воды, что приводит ее
в движение на некоторой ограни ...
Расчет батарейного циклона
Задание
В батарейном
циклоне (рис. 4) требуется очищать от пыли 7700 м3/ч газа при
температуре 300 °С. Плотность газа (при 0 °С и 760 мм рт. ст.) 1,3 кг/м3 . Барометрическое давле ...