Загрязнение атмосферного воздуха
Воздух – материальная среда, которая окружает большинство живых организмов и определяет их существование. С одной стороны, воздух является источником воздушного питания биоты, из воздуха все живые организмы получают кислород, необходимый для процессов жизнедеятельности. С другой – необходимо учитывать изменение условий местоообитания, и прежде всего температурного и водного режимов, обусловленное передвижением воздуха. Поэтому воздух является важнейшим как прямо, так и косвенно действующим экологическим фактором.
Одним из наиболее распространённых видов загрязнения природной среды являются выбросы в атмосферу токсичных газообразных соединений. Основными из них считаются: диоксид серы, оксиды углерода, сероводород, оксиды азота и т.д. Поступление их в атмосферу связано с деятельностью различных предприятий, сжиганием мусора и выбросами автотранспорта.
Экологические показатеди загрязнения атмосферного воздуха обусловлены действием газообразных соединений, проникающих в организм, и выпадением кислотных осадков при соединении поллютантов с атмосферной влагой.
Хорошими индикаторами загрязнения являются растения, поскольку они в большой степени поражаются загрязнённым воздухом и сильнее реагируют на те концентрации большинства вредных примесей, которые у людей и животных не оставляют видимых последствий. Действие газовых загрязнителей на растения зависит от вида вещества, восприимчивости вида растения к действию поллютанта, концентрции загрязняющего вещества, стадии физиологического развития, в которой находится растение в момент воздействия.
В зоне постоянного воздействия нефтяных газов не испытывают газовых поражений : род Populus, род Salix, Ulmus balsamifera, род Acer, род Malus, род Ribes, Rubus idaeus, род Syringa, Caragana arborescens, Lanicera tatarica, Rosa rugosa, Sambucus racemosa. Заметное угнетение испытывают: Ulmus pumila, род Betula, род Fraxinus. У этих пород наблюдпется дефолиация и измельчение листьев.
2.1.1 Загрязение Оксидом Углерода (СО)
Монооксид углерода представляет собой бесцветный газ без вкуса и запаха. Является один из наиболее опасных и распространенных токсичных веществ, т.к. образуется при неполном сгорании топлива и из выхлопов автомобильных двигателей. Сильно токсичен, кровяной яд, вызывает головную боль, головокружения, рвоту, беспокойство, одышку, замедленное дыхание, судороги, гибель. Воздействие на растительность невысокое. Негативные изменения могут происходить только при увеличении концентраций в ночное время, когда растения не могут поглощать углекислый газ и выделять кислород. В этом случае происходит увядание листьев. ПДКв – 5 мг/куб.м. По данным исследования замечено устойчивое снижение общего содержания в воздухе концентрации оксида углерода со средних значений в 2005 – 2.5 мг/куб.м (Рис. 2) до 1.5 мг/куб. м в 2006 (Рис. 3).
2.1.2. Загрязение Сероводородом (H2S)
Сероводород является источником неприятного запаха даже в очень низких концентрациях. Он образуется при перегонке нефти. H2S – клеточный и ферментный яд, который может нанести вред растительным ферментам и вызвать необратимые изменения. Концентрация сероводорода в приземном слое, способная вызвать тяжёлые острые отравления, вызывающая отравления с явлениями раздражения верхних дыхательных путей и глаз. ПДК – 0,008 мг/куб. м. По данным исследования замечено устойчивое повышение общего содержания в воздухе концентрации сероводорода со средних значений в 2005 – 0,007 мг/куб.м (Рис. 4) до 0,011 мг/куб. м в 2006 (Рис. 5).
Интересное из раздела
Водные ресурсы
Все природные воды на Земле находятся в непрерывном
круговороте. Круговорот воды в природе происходит под воздействием солнечной
энергии и силы тяжести. Подсчитано, что на его осуществление ...
Расчет батарейного циклона
Задание
В батарейном
циклоне (рис. 4) требуется очищать от пыли 7700 м3/ч газа при
температуре 300 °С. Плотность газа (при 0 °С и 760 мм рт. ст.) 1,3 кг/м3 . Барометрическое давле ...
Бензиновые двигатели достоинства и недостатки
Улицы и дороги сейчас невозможно
представить без автотранспорта. Его количество постоянно увеличивается. Только
за последнее десятилетие мировой автомобильный парк вырос более чем в три раза ...