Межпредметные связи - основной принцип экологического образования.
Проблематизация является эффективным приемом для формирования мотивации к усвоению экологии [7, 74]. Этот прием хорошо известен и распространен. Но применительно к проблемам преподавания экологии в начальных классах имеет свои особенности. В экологической проблематике существует довольно много моментов, изложение которых сравнительно легко переводится в проблематизацию, доступную для разрешения младшими школьниками. Суть использования приема проблематизации состоит в том, что ученик для решения проблемы должен сам сформулировать задачу и найти ее решение. Например, как собрать кедровые шишки (ученикам показываются такие шишки, хорошо, если дать попробовать орехов), которые недоступны из-за того, что висят на концах ветвей высокого дерева. Эта проблема и аналогичные вполне доступны для младших школьников.
Как известно, использование проблематизации приводит к значительному повышению эффективности овладения материалом. Но, кроме того, каждое решение проблемы, сопровождается положительными эмоциями, и это означает, что у детей формируется положительная мотивация к овладению экологическими знаниями.
Школьное экологическое образование призвано решить одну из важнейших задач- заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения- экологическим. В рамках этой задачи необходимо ознакомить учащихся с конституцией и их правами, с тем, чтобы дети были готовы принять участие в защите окружающей среды. Учащиеся должны понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего; что вопрос защиты окружающей среды- международная проблема и необходимы ответственные действия отдельных лиц и общества в целом, чтобы сохранить природу.
Наиболее эффективная реализация данных приемов экологического образования возможна при осуществлении межпредметного подхода к обучению и воспитанию учащихся.
И.Д.Зверева и А.Н.Захлебный, занимаясь проблемой экологического образования, разработали концепцию, намечающую основные пути решения данной проблемы:
а) интеграция естественнонаучных и общественно-гуманитарных знаний;
б) формирования экологического сознания и мышления, нравственно-этического восприятия природы;
в) непрерывное воспитания у учащихся ответственного отношения к окружающей среде и здоровью, начиная с дошкольного возраста.
Учителя начальных классов недостаточно оснащены методической литературой по вопросам осуществления экологического образования на межпредметной основе. Имеющийся опыт и методические рекомендации в основном ориентируют учителя на проведение этой линии при изучении курса природоведения. Но комплекс задач по экологическому образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста разрешить лишь на уроках природоведения или на занятиях факультатива «экология для младших школьников» не представляется возможным. К тому же знания и умения учащихся будут носить несколько разобщенный характер. Уроки природоведения не дают в сетке учебных часов такого количества времени, чтобы можно было говорить о систематически ведущейся работе по экологическому воспитанию. Вот почему ставится вопрос о разработке межпредметного подхода к данной проблеме [24, 85].
В трудах И.Д.Зверева, В.Н.Захлебного, Пономаревой, Н.А.Рыкова, И.Т.Суравегиной, А.Е.Тихоновой и других ученых межпредметные свярассматриваются как принцип экологического образования. Их руководящая роль обуславливается триединством основных частей нашего мира: «природа-общество - человек», элементами интегрального характера, о материальном пространстве мира, целостности природы, естественнонаучными и социальными закономерностями, определяющие природопользавательную и природоохранную деятельность человека [23, 211]. Междисциплинарный подход (или реализация межпредметных связей) в области экологического образования предполагает взаимное интегрирование содержания и методов раскрытия приемов, принципов и законов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях экологических знаний, которые включают различные учебные предметы.
Настоящая методика является интегрированной учебной дисциплиной, вбирающей в себя элементы методик преподавания естествознания, обществоведения, географии и методику экологического образования [21, 118].
Каждая из названных методик связана с соответствующими науками: естественными – биологией, физической географией, а также с геологией, почвоведением, астрономией, физикой, химией, климатологией; обществоведческими – историей, экономической и социальной географией. Эти связи имеют место и в настоящей методике. Они проявляются по двум направлениям – по линии содержания и по линии методов. Содержание школьных предметов
«Окружающего мира» включает в себя элементы знаний каждой из перечисленных наук. Связь с этими науками проявляется и в методах изучения. Если в биологических науках основными методами является наблюдение и эксперимент, то и в «Окружающем мире» эти методы (приемы) используются при изучении биологических объектов. Картографический метод научной географии перешел в школьную географию, используется он и в «Окружающем мире» при изучении тех или иных географических вопросов (вопросы ориентирования, природные зоны и др.). И не случайно, прежде чем изучать методику преподавания природоведения, а сейчас и методику ознакомления с окружающим миром, будущие учителя изучают географию (общее землеведение), биологические дисциплины (ботанику, зоологию, физиологию человека) [5, 197].
Интересное из раздела
Приливы и отливы
Приливы и
отливы это периодические
колебания уровня воды (подъемы и спады) в акваториях на Земле, которые
обусловлены гравитационным притяжением Луны и Солнца, действующим на
вращающуюся Землю. Вс ...
Совершенствование деятельности администрации муниципального образования Город Хабаровск
Актуальность темы. Развитие зеленой экономики стало
фактом уже много лет назад. Однако до сих принципы ее остаются по большей части
не восприняты.
Логика развития
человечества в целом, р ...
Экологические проблемы современности
Одна из характерных
особенностей современного мира - обострение глобальных проблем, которые по
своему характеру выходят за рамки интересов различных классов и общественных
систем, и от реше ...