Мегаполис
Мегаполис
– гигантский город с населением свыше 10 млн. человек. [3] Образуется мегаполис путем срастания городских агломераций в единую городскую систему (пример: БосНиВаш – срастание агломераций Бостона, Нью-Йорка и Вашингтона О.К.). Идея Мегаполиса была выдвинута греческим архитектором строителем Доксиадисом Констандиносом в начале 20-го века как идея срастания всех городов мира в один. [1] В настоящее время мегаполисы продолжают бурно расти, что представляет значительную экологическую угрозу для биосферы. Для преодоления этой ситуации правительства разрабатывают программы децентрализации этих гигантских скоплений населения, однако эти программы не дают эффекта. Приходится признать, что существование мегаполисов – неизбежная реалия с множеством экономических и экологических проблем (дороговизна жизни, сложность транспортного обеспечения, проблемы загрязнения и т.д.). Разберем некоторые из них.
Проблема городского транспорта.
Центральной проблемой экологии городов является загрязнение атмосферы автотранспортом, вклад которого составляет от 50 до 90%. В мире насчитывается около 600 млн. автомобилей. Лидером по автомобилизации является США, где на 1 тыс. человек приходится 590 автомобилей. К середине XXI столетия кол-во автомобилей может достичь 1 млрд. единиц. В разных городах этот показатель ниже. В то же время есть страны с низким показателем автомобилизации: в Южной Корее на 1 тыс. человек приходится 27 автомобилей, в Африке – 9, в Китае и Индии – 2 автомобиля.
В России за последние пять лет количество автомобилей увеличилось на 29%, и их среднее количество на 1 тыс. россиян достигло 80 (в крупных городах свыше 200). Если сложившиеся тенденции автомобилизации городов сохранятся, это может привести к резкому ухудшению состояния окружающей среды. [2]
Снижение отрицательного влияния автомобиля на окружающую среду – центральная задача экологии мегаполиса. Ее решение возможно различными способами.
Сокращение числа личных автомобилей.
Самый радикальныйспособ решения вопроса – сокращение количества автомобилей и замена их велосипедами, однако, как отмечалось, число автомобилей продолжает расти во всем мире. Сокращение может быть достигнуто благодаря повышению цен на автомобили, оборудованные электронными средствами контроля влияния на окружающую систему и экологически ориентированной налоговой системе. Так, в США введен сверхвысокий «зеленый» налог на моторное масло. В ряде стран Европы постоянно увеличивается плата за парковку автомобилей.
Снижение затрат горючего
. Пока наиболее реальная мера уменьшения вреда от автомобиля – совершенствование двигателей внутреннего сгорания. Ведутся работы по созданию двигателей автомобиля из керамики, что позволит повысить температуру сжигания горючего и уменьшить количество выхлопных газов. В Японии и Германии уже используются автомобили, оборудованные специальными электронными устройствами, обеспечивающими более полное сжигание топлива. В конечном итоге все это позволит снизить расход топлива на 1 км. Пути примерно в 2 раза. Экологизируется горючее – используется бензин без свинцовых надбавок и специальные присадки-катализаторы к жидкому топливу, что увеличивает полноту его сгорания. Разрабатываются новые виды топлива. Загрязнение атмосферы автомобилем уменьшается также при замене бензина на сжиженный газ.
Отказ от двигателей внутреннего сгорания.
Недостатков автомобилей с двигателем внутреннего сгорания нет у электромобилей, разработка которых ведется во многих странах. Начат выпуск автофургонов и легковых автомобилей. Для обслуживания городского хозяйства создаются мини-тракторы на электротяге. Однако в ближайшее время электромобили вряд ли будут играть заметную роль в мировом автомобильном парке, так как они неудобны – требуют частых подзарядок аккумуляторов. Кроме того, недостаток электромобиля – неизбежное загрязнение среды свинцом и цинком, происходящее при производстве и переработке аккумуляторов.
Интересное из раздела
Экологические риски понятие и виды
В
последние годы в России приоритеты в природоохранной политике, основанные на
учете ПДК и других норм и нормативных воздействий на природу, пересматриваются.
Причина: невысокая эффективнос ...
Биоиндикационные методы определения занрязнений водоемов по комплексу беспозвоночных
Определение
качества поверхностных вод, которое осуществляется главным образом с помощью
методов физико-химического анализа, представляет одну из сложнейших проблем
экологического мониторин ...
Движение вод в мировом океане
Морская вода – очень подвижная среда,
поэтому в природе она находится в непрерывном движении. Это движение вызывают
различные причины и прежде всего ветер. Он возбуждает поверхность течения ...