Управление природопользованием и охраной природы
Система финансирования природопользования и охраны окружающей природной среды начала формироваться в период плановой экономики и была подчинена логике экономических и общественных отношений, характерных для социалистической формации общества. Она характеризовалась централизованным распределением материально-технических и финансовых ресурсов. Основным источником финансирования этих мероприятий был государственный бюджет, а кроме него, финансирование осуществлялось из фондов министерств и собственных средств предприятий.
Для обеспечения надежного финансирования природоохранной деятельности в Российской Федерации была создана система внебюджетных экологических фондов, включающая федеральный, региональные и местные экологические фонды.
Средства фондов формировались, в основном, за счет платежей
:
· за загрязнение окружающей среды;
· за сверхнормативное использование природных ресурсов (также потери);
· платы по искам в возмещение ущерба;
· штрафов за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм, правил и стандартов;
· средств от реализации конфискованных орудий охоты рыболовства, а также продажи незаконно добытых с их помощью продукции и природных ресурсов;
· добровольных взносов.
Также в эти фонды поступали:
· отчисления на природоохранные мероприятия из государственного и местного бюджетов;
· средства, получаемые в виде дивидендов, процентов по вкладам от долевого участия в деятельности совместных предприятии, иных юридических лиц и кредитов;
· доходы от издательской, хозяйственной, коммерческой иной деятельности;
· средства от проведения денежно-вещевых лотерей и различных благотворительно-экологических мероприятий;
· прибыль от средств, размещенных в качестве депозитов в банках;
· средства из иных источников, не противоречащих существующему законодательству.
«10 % всех платежей перечислялись в федеральный бюджет, а 90 % - на счета экологических фондов. Поступившие на счет экологических фондов средства распределись следующим образом:
· 10 % - в федеральный экологический фонд;
· 30 % - в региональный экологический фонд;
· 60 % - в местный экологический фонд»[1].
Характеризуя каждый из перечисленных фондов необходимо отметить следующее:
1.Федеральный экологический фонд
сформирован Минприроды и осуществлял свою деятельность под общим руководством Правления фонда. Основной задачей фонда являлось финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющей общефедеральное и межрегиональное значение. Однако, Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год» в статье 7 определяет упразднить с 1 января 2001 года следующие фонды экологической направленности:
· федеральный экологический фонд Российской Федерации;
· федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
· фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных био-
логических ресурсов;
· федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;
· фонд по охране озера Байкал;
Средства, перечисляемые в эти фонды, поступают в федеральный бюджет, а дальнейшее целевое финансирование федеральных и межрегиональных программ экологической направленности осуществляется из бюджета.
2.Региональные экологические фонды(республиканские, краевые и областные) организуются соответствующими комитетами по экологии и природным ресурсам. Эти экологические фонды являются юридическими лицами и действуют самостоятельно в пределах утвержденных смет и имеют самостоятельный баланс. Средства этих фондов являются источником финансирования территориальных природоохранных мероприятий, в том числе:
Интересное из раздела
Экологизация экономики
Начиная
с 60-х годов экологическая ситуация и возрастание (в основном через экономику и
законодательство) экологических требований к ведению хозяйства привели в разных
странах к ряду измене ...
Биологическая очистка хозбытовых сточных вод на предприятии ОАО Алтайхимпром . Пути модерниза
Сточные воды - воды, загрязнённые бытовыми отбросами и производственными
отходами и удаляемые с территорий населённых мест и промышленных предприятий
системами канализации. К сточным водам о ...
Особенности управления разными видами природных ресурсов
Природные ресурсы играют значительную роль в экономике
любого государства. Обеспеченность природными ресурсами – один из важнейших
экономических показателей, характеризующих экономическое по ...